Контактность.
3 балла – ребенок охотно идет на контакт, стремится продолжить общение, задает много вопросов.
2 балла – ребенок самостоятельно не проявляет инициативы, но идет на общение по принуждению
1 балл – ребенок не идет на контакт, отвечает односложно
Работоспособность.
3 балла – ребенок прилагает все силы на выполнение задания, стремится доделать до конца, не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с трудностями.
2 балла – ребенку требуется в некоторых случаях стимулирование, помощь и психологическая поддержка при преодолении трудностей.
1 балл – ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении трудностей отказывается выполнять задание.
Интерес.
3 балла – ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, просит продолжить ситуацию обследования, вносит элементы фантазирования, охотно поддерживает игру.
2 балла – интерес к отдельным заданиям или сначала проявляется интерес, но потом быстро угасает.
1 балл – интерес отсутствует.
Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка
к началу школьного обучения
Для исследования готовности ребенка к школе можно использовать представленную ниже программу, при этом для изучения необходимых способностей выбирая любые методики по своему усмотрению.
Составляющие готовности:
- Психологическая и социальная готовность.
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
- Развитие познавательной деятельности.
- Состояние здоровья.
Психологическая и социальная готовность
а) Желание идти в школу:
- ребенок хочет идти в школу;
- особого желания идти в школу нет;
- идти в школу не хочет.
б) Учебная мотивация:
- осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;
- цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;
- цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.
в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
- достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;
- контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;
- ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.
г) Организованность поведения:
- поведение организованное;
- поведение недостаточно организованное;
- поведение неорганизованное.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:
- нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;
- в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;
- ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.
б) Мелкие мышцы руки:
- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;
- рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
- рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.
в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:
- ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
- отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;
- ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.
г) Координация в системе «глаз-рука»:
- ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;
- графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;
- при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.
д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):
- объем соответствует показателям возрастной группы;
- объем ниже средних показателей возрастной группы;
- объем намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам (см. п. 1).
Развитие познавательной деятельности:
а) Кругозор:
- представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;
- представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
- кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.
б) Развитие речи:
- речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
- ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;
- слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.
в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:
- ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
- ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
- уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.
г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):
- ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
- все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;
- задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;
- при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.
д) Произвольность деятельности:
- ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности. Возникающие в ходе работы;
- ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;
- деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.
е) Контроль деятельности:
- результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;
- результаты усилий ребенка частично соответствуют цели и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;
- результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.
ж) Темп деятельности:
- соответствует средним показателям возрастной группы;
- ниже средних показателей;
- намного ниже средних показателей.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности определяется по тем же параметрам (см. п.1). При оценке интеллектуальных умений 4 показателем присваивается «очень низкий уровень» по данному пункту.
Состояние здоровья:
а) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указать конкретные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (трудные роды, травмы).
б) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить и т.д.)
в) Состояние соматического здоровья (есть ли отклонения в соматическом здоровье и болезненность, сколько раз за год болел, сколько это дней в сумме). Указать группу здоровья.
Заключение о готовности ребенка к школе.
Ребенок готов к школе, если по трем параметрам ему выставляется уровень высокий или средний.
Диагностические методики для изучения мотивов учения
1. Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:
- изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
- отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
- непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.
б) Рисунок соответствует теме:
- изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
- ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
- игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.