Обоснование программы:
Трудовое воспитание в программе духовно-нравственного воспитания является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьников, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Это один из важнейших факторов воспитания личности.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Включаясь в трудовой процесс, школьник коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка ребенка любого возраста. Она меняется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет учащихся в кругу участников воспитательно-образовательного процесса. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, а вследствие коллективного труда школьники получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию детей в обществе.
Программа трудового воспитания предполагает ознакомление учащихся с трудом взрослых и участие школьников в посильной трудовой деятельности в школе и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. В каждой возрастной группе необходимо определить виды, содержание и задачи трудовой деятельности, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, педагог обеспечивает всестороннее развитие школьников, помогает им обрести уверенность в собственных силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.
Следовательно, организация работы по трудовому воспитанию является условием всестороннего развития учащихся и средством подготовки участников образовательного процесса к жизни и трудовой деятельности.
Цель программы: Создание оптимальных условий для трудового воспитания школьников.
Задачи:
1. Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.
2. Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.
3. Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству.
Для достижения поставленной цели и задач, необходимо соблюдение следующих принципов трудового воспитания:
1. Принцип единства трудового воспитания и общего развития личности предполагает связь трудового, нравственного, интеллектуального, эстетического, физического воспитания и создание условий для саморазвития всесторонне и гармонично развитой личности.
2. Принцип связи теории с практикой предполагает широкое и оперативное ознакомление учащихся с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечение школьников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.
3. Принцип включения личности в различные виды трудовой деятельности предполагает создание условий для реализации различных способностей и задатков воспитанников.
4. Принцип активности личности в деятельности обуславливает самостоятельность личности в привлекательных видах трудовой деятельности, развитие инициативы.
5. Принцип взаимодействия в процессе трудовой деятельности предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации труда.
6. Принцип соответствия трудовой деятельности возрастным и индивидуальным особенностям личности требует выдвижение таких задач трудового воспитания, которые обеспечивали бы объективно необходимые качества для развития личности на различных возрастных этапах.
7. Принцип связи с семьей и общественностью предполагает единство воспитательных воздействий семьи, школы и общественности.
8. Принцип творческого характера труда предполагает развитие инициативы, самодеятельности, творчества, применения трудовых умений в новых жизненных ситуациях.
В процессуальный компонент входят функции, направления, содержание, формы, методы и этапы трудового воспитания.