1. Внешние функции направлены на развитие трудовых умений и навыков, способов творческой деятельности, умений общения и взаимодействия.
2. Внутренние функции направлены на формирование мотивов трудовой деятельности, на воспитание устойчивого интереса к трудовой деятельности определенного вида и формирование потребности в творческом труде.
Направления трудового воспитания:
1. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
2. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для дошкольников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке; восстановление исторических памятников.
3. Бытовой самообслуживающий труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.
Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире уюта и удобств. Трудятся на приусадебных участках, оказывают помощь по хозяйству.
Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, в раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы. Дети привлекаются к самообслуживанию и во внешкольных учреждениях, где они занимаются в секциях, кружках, а также в различных детских оздоровительных лагерях, во время работы в лагерях труда и отдыха, туристских походов, экскурсий.
4. Производительный труд организуется руководителями школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит работа в лагере труда и отдыха, производственной бригаде, пришкольном учебно-опытном участке.
Содержание трудового воспитания реализуется в учебном и воспитательном процессе.
В учебном процессе трудовое воспитание находит отражение в федеральном, национально-региональном и школьном компонентах государственного образовательного стандарта.
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов предполагает введение в процесс обучения школьников предмета «Технология». Характерными особенностями учебного предмета «Технология» являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей;
- умение взаимодействовать в процессе трудовой деятельности.
Формы трудового воспитания:
1. Школьные – уроки технологии, дежурство по классу, по школе, уборки (генеральные, класса, школы).
2. Внешкольные – кружки, трудовые десанты, выставки декоративно-прикладного творчества, шефская деятельность, пришкольный участок, производственная бригада, труд в семье, субботники, ремонт классов и школы, реализация социально-значимых проектов в области трудового воспитания.
Методы трудового воспитания:
- методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение;
- методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования.
Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.
I этап (1 - 4 кл.)
Цель трудового воспитания младших школьников - воспитание интереса к труду, дисциплинированности, потребности в оказании помощи; формирование трудолюбия, коллективизма. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:
- интерес к труду взрослых, разным профессиям; понимание значения трудовой деятельности, трудовой деятельности в своем селе;
- бережное отношение к результатам труда людей;
- положительное отношение к труду, формирование умений доводить работу до конца;
- соблюдение правил поведения в школе и вне ее, выполнение порученного дела;
- формирование умений работать в коллективе;
- бережное отношение к природе, желание участвовать в ее охране.
Учебный труд является основным для учащихся начальных классов. На занятиях, носящих преимущественно познавательный характер, учитель совершенствует и углубляет знания, полученные учащимися на уроках труда.
В педагогической практике встречаются следующие виды общественно-полезного труда учащихся начальных классов:
- ремонт книг;
- изготовление раздаточного материала, наглядных пособий, несложных дидактических игр;
- благоустройство школьных помещений (класс, игровая, столовая, коридоры, вестибюль и пр.), выращивание комнатных цветов, изготовление украшений к Новому году; работа на пришкольном участке, в школьном дворе.
В процессе самообслуживающего труда младшие школьники участвуют в уборке класса, дежурстве в школе; следят за сохранностью мебели; контролируют внешний вид.
II этап (5 - 9 кл.)
Цель трудового воспитания в подростковом возрасте – это создание благоприятных педагогических условий для формирования мотивов трудовой деятельности, развитие активности подростков. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:
- углубление познавательных интересов в процессе трудовой деятельности;
- развитие культуры труда, ответственности за свой труд;
- формирование трудового опыта в применении полученных знаний для решения задач в социальной сфере класса, семьи, общества.
В учебном труде при изучении основ наук, через организацию факультативных занятий, рассчитанных на углубленное изучение теоретических и политехнических основ трудовой подготовки формируется профессиональный интерес к трудовой деятельности определенного вида. Реализации принципов активности, творческого характера труда способствует организация работы кружков и секций по интересам. В процессе обучения формируется трудовая активность подростков, проявляющаяся в интересе к занятиям трудом, самостоятельности в выполнении трудовых заданий, стремлении к качественному их выполнению, к совершенствованию культуры труда.
Самообслуживание и общественно-полезный труд включает в себя:
- уборку помещений;
- изготовление наглядных пособий;
- оказание социально-трудовой помощи инвалидам, ветеранам, престарелым;
- организация работы на пришкольном участке;
- проведение ознакомительных экскурсий на сельхозпредприятия своего села;
- проведение экологических мероприятий;
Производительный труд реализуется через участие подростков в работе на пришкольном учебно-опытном участке; во временном трудоустройстве на период каникул.
III этап (10 - 11 кл.)
Цель трудового воспитания в старшем школьном возрасте – это формирование потребности в активном творческом труде на пользу обществу.
Задачи трудового воспитания старшеклассников:
- усвоение системы знаний о различных сферах трудовой деятельности, в том числе в сельской местности, необходимых для выполнения трудовой роли человека;
- формирование умения анализировать и оценивать свою трудовую деятельность;
- воспитание творческого отношения к труду для решения задач в социальной сфере в классе, семье, обществе;
- вовлечение старшеклассников в многообразную трудовую практику.
Учебный труд старшеклассников характеризуется исследовательской и поисковой активностью. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В исследовательском обучении выделяют такие виды деятельности, как проектирование и исследование.
Принципиальное методическое и педагогическое значение в трудовом воспитании старшеклассников имеют межпредметные связи, которые позволяют объединить усилия учителей в получении учащимися различных учебных знаний и использование этих знаний в практической трудовой деятельности.
Для организации трудового воспитания школьников характерна интеграция общественно-полезного, производительного труда и самообслуживания, которые реализуются через следующие формы:
- работа производственной бригады;
- организация социально-значимых проектов в области трудового воспитания;
- трудовые десанты с целью благоустройства школы, села;
- организация волонтерской деятельности;
- работа по облагораживанию памятников и мемориалов;
- проведение ознакомительных экскурсий на сельхозпредприятия своего села;
- проведение экологических мероприятий.
План реализации программы трудового воспитания «Твой выбор»
На учебный год
№ | Форма деятельности | сроки | Ответственные |
Создание штаба при ученическом совете «Школа - наш дом, мы хозяева в нем» | сентябрь | Ученический совет | |
Деятельность ученического штаба «Школа - наш дом, мы хозяева в нем» по плану | в течение года | Ученический совет | |
Организация дежурства классных коллективов по школе | по графику | Председатель штаба | |
Осенняя ярмарка учащихся «Это я вырастил сам», участие в школьной и районной выставке «Дары природы» | сентябрь | совет школы, классные руководители | |
Генеральная уборка классных кабинетов, территории школы | в течение года | Члены штаба, классные руководители | |
Смотр - конкурс на лучший классный кабинет | 1 раз в четверть | Члены штаба, командиры классов | |
Трудовые десанты по уборке пришкольной территории | осень, весна | Члены штаба, командиры классов | |
Участие в школьной и районной выставке «Волшебство детских рук» | февраль | Классные руководители, члены штаба | |
Новогодняя ярмарка учащихся и их родителей «Наши ручки золотые» | декабрь | Совет школы, | |
Участие в городских трудовых операциях, акциях, десантах | в течение года | Совет школы | |
Тематические классные часы, беседы, лекции, конференции, беседы за круглым столом, тематические вечера по вопросам трудового воспитания | постоянно по графику | Совет класса, классные руководители | |
12 | Встречи с людьми разных профессий | в течение года | Совет класса |
13. | Деятельность трудовой бригады старшеклассников в летний период | июнь | администрация |
14. | Организация летней трудовой деятельности учащихся | летние каникулы | Совет школы, администрация кл. руковод-ли |
15. | Встречи с родителями учащихся – представителями разных профессий «Работа моих родителей» | по графику работы класса | Совет класса, классные руководители |
16. | Оформление школьного уголка профориентации | в течение учебного года | Штаб «Школа – наш дом, мы хозяева в нем» |
17. | Читательские конференции по вопросам трудового воспитания и профориентации | по плану совета библиотеки | библиотекарь |
18. | Активизация работы по профориентации выпускников и старшеклассников школы | ежегодно в течение учебного года | Классные руководители, штаб «Школы – наш дом, мы хозяева в нем» |
19. | Экскурсии в профессиональные учебные заведения района и области (Дни открытых дверей), знакомство с системой обучения в них, с будущей профессией | по графику РОО | Кл. рук - ли |
20. | Заседание совета «Школа – наш дом, мы хозяева в нем», подведение итогов работы в учебном году, планирование работы штаба на следующий учебный год | май | Штаб «Школа – наш дом, мы хозяева в нем», ученический совет, администрация школы |
21. | Организация и проведение презентаций по вопросам трудового воспитания и профориентации | в течение учебного года | Классные руководители, совет класса и школы |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение учащимися различными видами трудовой деятельности;
- выявление профессионально-значимых свойств школьников: способностей, навыков, интересов и т. д.;
- развитие у обучающихся интереса к трудовой деятельности, желания трудиться, уважения к людям разных профессий;
- овладение знаниями экономической стороны жизни страны, области;
- овладение навыками трудовой деятельности, будущей профессии;
- активизация совместной работы с родителями по вопросам трудового воспитания детей и профориентации;