КОНЦЕПЦИЯ
Краеведческого школьного музея «ИСТОРИЯ ТЕРИЙОК»
Дома детского творчества Курортного района
Санкт – Петербурга
Зеленогорск
«Вне культуры существование
человечества на планете
лишается смысла»
Д.С.Лихачев
Концепция школьного краеведческого музея «История Терийок»
В настоящее время большое внимание в школах уделяется истории города. В основе данного курса лежит непрерывное изучение истории Санкт-Петербурга детьми, начиная с дошкольного возраста и далее, на протяжении всех лет обучения в школе. Истории же родного края посвящено всего 10 часов учебного времени, поэтому создание на базе учреждения дополнительного образования школьного краеведческого музея поможет решить сразу несколько задач, а именно:
· использование культурных ценностей для развития детей и подростков;
· активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными организациями;
· охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
· формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Для реализации этих задач существует ряд объективных возможностей:
1. Зеленогорск (Терийоки) – уникальный город. Вначале 20 века он являлся «Жемчужиной северных земель», центром духовной и культурной жизни не только Санкт-Петербурга, но и всей России. За почти пятисотлетнюю историю этот маленький город на берегу моря повидал многих, чьи имена вполне могут составить целую энциклопедию. Как-то Д.С. Лихачев на вопрос о людях, сделавших славу и гордость петербургских курортов, заметил: «В Терийоках, пожалуй, бывали все. Кроме Ивана Бунина». Андреев, Крестовская, Мейерхольд, Блок, Чуковский, Цветаева, Ахматова, Шишкин, Серов, Лесгафт, Менделеев и это далеко не полный список людей живших здесь и творивших свои бессмертные произведения на этой земле. Наш город стал свидетелем двух войн 1939 – 1940 г.г. и 1941 – 1945 г.г. И конечно же, любой город, а наш в особенности, обладает огромным потенциалом нравственного и культурного воздействия на своих обитателей. Здесь огромную роль играют традиции города, сохраняемые в его архитектурных памятниках, исторические предания и документы, свидетельствующие об уникальности, неповторимости родного города.
2. Дом творчества расположен в живописном месте Терийок – Кескикюля, ныне Приморское шоссе, 548 – А, в здании, которое является памятником архитектуры 19 века. В Терийоках этот дом был известен как ткацкая мастерская Таскинена. Здесь производилась лучшая в окрестностях продукция. В послевоенные годы в этом здании находилась школа, позднее Дом пионеров. Сегодня в этом историческом здании располагается дом детского творчества г. Зеленогорска.
3. За долгие годы работы в стенах дома творчества собран огромный исторический материал (фотографии, письма, исторические подлинные документы, предметы быта, предметы военного времени), требующий систематизации и позволяющий реализовать главные цели будущего музея:
- приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию города через практическое участие в сборе и хранении документов изучения истории города;
- воспитание у детей чувств патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, к культуре и истории своего и других народов.
Каким же должен быть будущий музей?
С комплексным историко-краеведческим профилем для выполнения миссии: создание условий и механизмов для возрождения и конкретного содержательного наполнения системы воспитания гражданина и патриота своего города, страны, воспитание чувства ответственности за свой родной край.
Главным направлением музейно – педагогической деятельности станет: взаимодействие с системой образования Курортного района.
В основе работы музея будет заложен принцип интерактивности. Соответственно, формами музейной деятельности станут:
· информационные (рассказ);
· обучение (музейный урок, занятие в кружках);
· развитие творческих начал (работа в студии, творческая лаборатория); общение (встречи с интересными людьми, ветеранами);
· отдых (день открытых дверей, новогодняя елка для малышей и т.д.);
· конкурсы (викторины, КВН и др.);
Методы - повествовательный, вопросно-ответный, сравнительный, метод контрастов, диалог, игра, театрализованный, исследовательский.
Для этого экспозиции музея планируется построить на следующих принципах:
- принцип идейности или принцип соответствия экспозиции;
- принцип предметности;
- принцип доходчивости и универсальности.
Участниками процесса музейной коммуникации станут учащиеся разных возрастов школ города Зеленогорск и прилегающих поселков, а так же люди всех возрастов (ветераны, отдыхающие санаториев и пансионатов).
Свою концепцию мы построили, исходя из представления о месте музеев в обществе: как средство формирования у детей гуманистической системы ценностей. Мы планируем научить детей работать с предметным миром, так как каждый предмет или памятник воплощает психологию, эстетические и нравственные представления людей прошлой эпохи. И нашей главной задачей станет не простое информирование о памятниках, а выведение ребенка на поле культуры. Используемые музейные средства помогут сформировать у детей:
· самоуважение;
· уважение к другим людям или толерантность;
· историческое сознание;
· музейную культуру;
· воображение и фантазию;
· эстетические и нравственные начала;
· экологическую культуру и духовность.
Так как музей – открытая для творчества система, мобильный живой организм, находящийся в постоянном движении, экспериментальное пространство, где отрабатываются методики, технологии взаимодействия школы, музея, других социальных партнеров и пространство для диалога всех заинтересованных участников, то на конкретном музейном материале учащиеся смогут поразмышлять над следующими проблемами:
- «красота» и «безобразие»,
- «нравственность» и «жестокость»,
- «гуманизм» и «национализм»,
- «терпимость», «уважение»;
- о сущности преемственности, неразрывность исторического времени, связь поколений, уроков истории.
Программа, реализуемая на базе музея, предоставит возможность противопоставить примитиву массовой культуры высокий тип культуры, поставив учащихся в ситуацию сознательного выбора.