Управление гос. и муниципальными финансами
Совокупность организационных структур осуществляющих управление гос. финансами называется государственным аппаратам управления финансами. В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные и муниципальные финансы.
Фианансовый аппарат состоит их:
Федеральный уровень
Финансовый аппарат субъекта (региональный уровень)
Финансовый аппарат муниципального образования
Другая классификация:
Органы власти и управления образующие финансовый аппарат делятся на:
1. Органы общей компетенции, имеющие полномочия принимать решение по всем вопросам. К этой группе относятся: на федеральном уровне - Президент, Правительство, Федеральное Собрание. На региональном уровне – высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган власти, законодательный орган гос. власти. На третьем муниципальном уровне – высшее должностное лицо муниципального образования.
2. Органы специальной компетенции в финансовой схеме: МинФин, Финансовые органы субъектов федерации и муниципальных образований, Федеральная налоговая служба, Счетная палата.
Бюджетное устройство государства и бюджетная система
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство определяется:
1. Формой государственного устройства
2. Действующим законодательством
3. Ролью государства в общественном воспроизводстве и социальных процессах
3 характеристики бюджетного устройства:
1. Структура бюджетной системы
2. Организационные принципы построения бюджетной системы
3. Взаимосвязи бюджетов
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Правила формирования и использования бюджетов всех уровней регулирует нормативно правовой акт – бюджетный кодекс, который принят в форме закона №145 ФЗ от 31.07.1998 г. с изменениями и дополнениями.
1. Структура бюджетной системы (бюджетный кодекс статья 10)
2. Организационные принципы построения бюджетной системы РФ:
1. Принцип единства бюджетной системы. Предполагает наличие единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, использование единой бюджетной классификации, единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений, и ведение единой статистической документации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
3. Принцип самостоятельности бюджетов
4. Принцип равенства бюджетных прав
5. Принцип отражения полноты расходов и доходов
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
8. Принцип гласности (обязательное опубликование)
9. Принцип достоверности бюджета (должны быть обеспечены надежность и достоверность показателей)
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением их конкретного использования.
3. Взаимосвязь бюджетов проявляется через систему бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета в бюджетной системе РФ. Используется для составления бюджетной отчетности.
Виды бюджетных классификаций РФ:
1. классификация доходов
2. классификация расходов
3. классификация источников финансирования дефицита бюджета
4. классификация операций публично-правовых образований
Гос. бюджет его доходы и расходы
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в бюджет, кроме средств выделяющихся из источников финансирования дефицита бюджета.
Поступления в бюджет:
1. Налоговые (налоги, пени, штрафы)
2. Неналоговые (доходы от ВЭД, доходы от использования государственного имущества, доход от оказания платных услуг, лицензионные сборы, таможенные пошлины и сборы, доход от реализации имущества гос. собственности)
3. Безвозмездные поступления (поступления от резидентов, от других бюджетных систем, от негосударственных организаций и прочее)
Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государственного и местного самоуправления и использования по отраслевому целевому и территориальному назначению.
Цели бюджетных расходов:
1. Финансовое обеспечение выполнения государством своих функций
2. Участие государства в обеспечении устойчивости экономического роста
3. Регулирование объема совокупного спроса
4. Инвестирование в основной капитал
5. Финансирование научных исследований
6. Кредитование сферы материального производства
7. Проведение социальной политики и минимального прожиточного уровня граждан
Расходы бюджета отражаются в формах бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Принципы бюджетных расходов:
1. Безвозмездность – выделенным бюджетным средствам не предусмотрен процент за пользование этими средствами, пени и штрафы
2. Безвозвратность – не ставится условие возврата средств назад
3. Принцип адресного и целевого использования – определяются цели и бюджетополучатель.
4. Подконтрольность – бюджетные средства контролируются бюджетным аппаратом, средства не выделяются, пока не израсходован предыдущий транш.
5. Эффективность – стремление к наиболее эффективному использованию выделенных средств.