В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся контролю и оценке подлежат знания и умения по содержательным линиям: «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье», блок «Мая Радзіма — Беларусь» в рамках содержательного компонента «Человек и общество».
Критериями результативности усвоения предмета «Человек и мир» являются:
— точность (способность правильно воспроизводить изучаемый материал);
— полнота (способность наиболее полно представить все существенные характеристики изучаемого вопроса в соответствии с программными требованиями к знаниям младших школьников);
— глубина (способность выявлять причины, устанавливать следствия);
— гибкость (способность подкреплять выводы, высказанные положения фактами, конкретизировать высказанные положения или утверждения примерами,
сравнивать по сходству и различию, применять усвоенные знания в разных ситуациях);
— действенность (способность применять усвоенные знания на практике для объяснения наблюдаемых явлений и фактов);
— прочность (способность воспроизводить знания после определённого промежутка времени, прошедшего после изучения нового материала);
— логичность (способность воспроизводить знания в соответствии с его структурой);
— осознанность (способность обосновать, объяснить знание, усвоенный способ действия, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, делать правильные выводы из материалов наблюдений и опытов, объяснять необходимость соблюдения санитарно-гигиенических навыков, правил природоохранного поведения и т.п.).
Важным показателем качества учебной деятельности по предмету является степень самостоятельности в решении учебных задач (учебные умения: планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами; осуществлять алгоритм операций выполнения конкретных действий в структуре умения, самоанализ результатов выполнения действий в сопоставлении с целью; самостоятельно выявлять ошибки и их исправлять; осуществлять самооценку).
Наиболее значимыми критериями являются точность, или правильность, полнота, осознанность знаний, гибкость, степень самостоятельности. При оценке полноты ответа от младших школьников не требуется освоение в полном объёме содержания понятия; речь может идти лишь об основных, доступных для понимания учащимися элементах знаний.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся по предмету «Человек и мир» осуществляется устным, письменным и практическим методами. С учётом специфики предмета, возрастных особенностей младших школьников основными методами являются устный и практический.
Основной формой поурочного контроля являются фронтальный и индивидуальный устные опросы с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебнике, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Поурочный контроль может проводиться также с использованием парной и групповой форм, письменного метода на основе применения заданий и тестов.
В процессе фронтального опроса осуществляется проверка знаний по теме урока: опознание и описание объектов и явлений, выявление их отличительных признаков, раскрытие и установление причинно-следственных связей, сравнение объектов и явлений, а также актуализация сведений, полученных учащимися в процессе наблюдений в природе, выполнения опытов и практических работ.
Для индивидуального опроса предлагаются вопросы и задания, требующие от учащихся составления связного рассказа (рассказа-описания) на основе наблюдений и материалов учебника, решения ситуативных задач. В связи с тем, что у младших школьников недостаточно хорошо развита монологическая речь, учитель может предлагать детям наводящие вопросы, план ответа, опорные слова, тексты ответов с пропущенными ключевыми словами.
При индивидуальном опросе школьнику можнозада-вать дополнительные вопросы. Желательно, чтобы они были продуктивного характера: на сравнение изучаемых объектов, установление причинно-следственных связей, выделение отличительных признаков объектов изучения, применение полученных знаний при решении тех или иных ситуативных задач, объяснение необходимости выполнять те или иные правила и т.п.
Практический метод используется для проверки уровня усвоения практических умений, в том числе картографических и хронологических.
Тематический контроль осуществляется после изучения раздела учебного предмета на уроках обобщения знаний. Тематический контроль может проводиться как устным, так и письменным методом с использованием теста учебных достижений, который включает не более 5 постепенно усложняющихся заданий.
В конце учебного года может проводиться итоговая проверочная работа.