(3 слайд) В социологии мотивация — это основа сознательного поведения члена общества, определяющая его активность, направленность, организованность и целеустремленность.
(4 слайд) Важную роль в мотивации играет стимул - внешнее побуждение.
Стимулы к труду в социологии — это побуждения, воздействующие на принятие решений индивидом о своем трудовом поведении.
Стимулы могут иметь разные формы, методы. Стимулирование труда в социологии принято считать пусковым механизмом для мотивационных систем. Поэтому каждый способ стимулирования рассматривают по его направленности, избирательности в отношении к мотивам, поскольку каждому способу стимулирования могут соответствовать только определенные элементы мотивационных систем. И наоборот, проектирование способов и методов стимулирования подчинено реально и индивидуально складывающимся мотивационным системам.
Как известно, «человек» — это родовое понятие, указывающее на отношение существа к высшей ступени развития природы — человеческому роду. В этом понятии утверждена генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Его способность взаимодействия с обществом и предметным миром формируется в результате обучения, осуществляемого через участие в разнообразных социальных ситуациях, составляющих жизненный путь человека. В поведении человека как совокупности действий и поступков индивида проявляется его личность, особенности характера, темперамента, потребности, предпочтения, обнаруживается индивидуальное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности.
Наряду с понятиями «индивид», «человек», употребляют термин «личность»
(5 слайд) В настоящее время личность трактуется как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В связи с этим личность глубоко социальна. Личность чаще всего означает то, каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают самих себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуацией. Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, интеллект, мировоззрение и др.) формирует индивидуальность человека.
(6 слайд) В результате многолетних исследований сложились различные теории личности: бихевиористская (Д. Уотсон), изучающая поведение личности; гештальт-психологическая (К. Левин, Т. Вергей- мер), изучающая психику с точки зрения целостных структур - гештальтов (образов). Психоаналитическая теория личности (Э. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего поступками фактора. Когнитивная теория личности (У. Найссер) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремлений человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.
(7 слайд) Среди классификаций типов личности, определяемых характером, можно выделить классификацию немецкого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и связана с понятием акцентуации или «слабых мест» характера.
При воспитании и самовоспитании яркость выраженности этих черт сглаживается, гармонизируется, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию, поскольку человек может и должен совершенствовать свои личностные особенности.
(9 слайд) Определенный интерес представляет типология Майерс-Бриггс, разработанная в США в конце 1950-х гг. на основе идей швейцарского психолога К. Юнга, который ввел представление о двух универсальных типах личности - экстравертном и интровертном.
Типология И. Майерс и К. Бриггс рассматривает человека как информационную систему, имеющую свои каналы связи в окружающем его мире, который существует на базисе четырех основных понятий: материи, энергии, пространства и времени. В каждом из этих понятий выделяются два возможных пути взаимодействия с человеком, которые образуют четыре пары психических характеристик личности, рассматриваемые данной типологией: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) сенсорика - интуиция; 3) этика - логика; 4) рациональность — иррациональность. В результате сопоставления формируют 16 психологических типов личности.
(13 слайд) Поведение человека в обществе, среди людей, проявляемое им в общении и взаимодействии людей друг с другом и рассчитанное на оказание воздействия на других людей, носит название социального поведения. Социальным называют любое поведение человека, основанное на принятых в обществе правовых, моральных или этических нормах, связанное с их соблюдением или нарушением. Социальное поведение обычно выделяют и рассматривают как противоположность индивидуальному поведению. К видам социального поведения относят просоциальное поведение, аффилиацию, поведение, направленное на достижение успеха или избежание неудачи, властное поведение, агрессию, беспомощное поведение и др.
(14 слайд) При изучении социальной составляющей мотивации важным представляется рассмотреть каждый из названных видов социального поведения. Под просоциальным поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание помощи без надежды на вознаграждение (альтруизм, эгоизм, эмпатия, социальная ответственность).
(15 слайд) Аффилиация проявляется в социальном поведении человека как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, открытости в общении, коммуникабельности, умении установить контакт, непринужденности в общении, социальной смелости. В качестве противоположности аффилиации выступает отвергание, проявляющееся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми. Такой человек проявляет в социальном поведении неуверенность, скованность, неловкость при общении.
(16 слайд) Социальное поведение, направленное на достижение успеха или избежание неудачи, инициируется мотивами достижения. Стремление к достижению успеха -- это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности, результата в работе, стремление сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Проявляется в любой ситуации независимо от ее конкретного содержания и имеет две разновидности: стремление к успеху (склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата) и стремление избежать неудачи (склонность отвечать переживанием стыда и унижения за неудачу и боязнь, страх перед негативными последствиями, которые могут случиться при совершении какого-либо действия, в ходе работы и т.п.).
(17 слайд) В связи с распространением в мире неблагородных человеческих деяний (войн, преступности, межнациональных и межрасовых столкновений) нельзя не обратить внимание на поведение, по существу своему прямо противоположное альтруизму, — агрессию. Есть предположение, что за этим поведением лежит особого рода мотив, получивший аналогичное название —мотив агрессивности. На повседневном языке агрессивными называют действия, наносящие другому человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрессивность связана с намеренным причинением вреда другому человеку.
Беспомощное поведение возникает у человека тогда, когда на основе ранее полученного жизненного опыта он убеждается в том, что неоднократно предпринимаемые им попытки самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации не приводят к желаемому результату.
(18 слайд) В процессе мотивации трудовой деятельности объединяются все три рассмотренные составляющие мотивации: осуществляя трудовую деятельность, человек функционирует как биологический организм, реализуется и развивается как личность, проявляет себя в социально-трудовых отношениях. Поэтому в процессе стимулирования трудовой деятельности необходимо учитывать физиологические особенности человека, личностную специфику каждого индивида, тип его характера, темперамент, структуру мотивации, анализировать поведение и вызывающие его причины. Обладание знаниями о мотивации трудовой деятельности персонала поможет руководителям правильно выстроить линию поведения в различных ситуациях производственной деятельности и определить наиболее эффективные методы стимулирования персонала.