Проект
«Одежда, обувь, головные уборы
(краткосрочный, познавательный)
Составители: воспитатели группы компенсирующей
направленности № 5
М.А.Чигринь
Л.Н. Лихтнер
г. Новосибирск
2015 г.
Блок
Введение
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной- мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами(символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Актуальность проекта
У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать(декламировать стихи, рассказывать о новых фактах),адекватно общаться с окружающими.
Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья,
-развитие познавательных способностей,
-творческого воображения и мышления,
Коммуникативных навыков.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.
Тема проекта: «Одежда, обувь, головные уборы»
4. Авторы проекта: воспитатель первой категории Чигринь М.А.;
воспитатель первой категории Лихтнер Л.Н..
5. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
6. Образовательная область:
социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
7. Вид проекта: познавательно- творческий.
8. Социальные партнеры: дети среднего, старшего возраста, родители, педагоги группы, специалисты ДОУ.
9. Срок реализации: краткосрочный (неделя)
Блок
1. Цель проекта: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
2. Задачи:
Воспитательные:
Воспитание у детей отзывчивости на музыку разного характера, желание слушать, двигаться и петь под нее (Музыка).
Воспитание разнообразных двигательных навыков, ловкости и красоты движений (Здоровье).
Воспитание у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (Физическая культура).
Воспитание у ребят умения взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи (Коммуникация).
Воспитывать у детей самостоятельность в поиске различных способов достижения цели. (Социализация)
Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Развивающие:
Развитие игровой деятельности детей (Социализация).
Расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами (Безопасность).
Совершенствование умения детей слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение поступков персонажей и последствий этих поступков (Чтение художественной литературы).
Расширение интереса детей к изобразительной деятельности: учить в рисовании, лепке, аппликации.
Побуждение детей к самостоятельной выполнению элементарных поручений: готовить материалы к изо деятельности. (Труд).
Образовательные:
Познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов.
Закрепить знания о назначении одежды.
Провести связь одежды с временами года.
Закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов.
Дать детям представления об истории одежды.
3. Формы и методы работы по проекту:
- практические: дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры
- наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.
- словесные: дидактические игры, беседы, составление рассказа по картине, по мнемотаблице.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика –«Помощники» Н.В. Нищева. Подвижные игры - «Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная», «Рывок за мячом» Мимические упражнения: «Огорчение» - (разбили чашку) «Радость» - (купили новую посуду), «Неудовольствие» - (много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского). |
Игровая | Сюжетные игры: «Семья», «В гостях у куклы Маши», «Автобус», «Магазин посуды». Игры с правилами: «Посмотри, подумай, назови», «Что изменилось». Дидактические игры: «Чего не стало», «Назови, какая посуда», «Найди лишний предмет». |
Продуктивная | Лепка: «Чашка для мишутки» Рисование – «Тарелка для куклы Наташи», Аппликация - «Красивая чашка» Книжка -малышка «посуда» |
Познавательно – исследовательская | Игры – ситуации «У прилавка» «Варя – повариха» «Пора обедать» «Пришли гости» «Мама пришла с работы» «Завтрак для всех» |
Коммуникативная | Ответы на вопросы воспитателя Беседы по содержанию художественной литературы. |
Музыкально-художественная | Слушание музыки: «Ладушки» русская народная мелодия «Праздничная» муз. Л. Сидельникова, И.Михайлова Пение: «Пирожки» А.Филипенко, Н.Кукловская |
Чтение | Чтение художественной литературы – «Танин пирожок» Л.Воронкова «Горшок каши» бр. Грим «Федорино горе» К. Чуковский Сказки: «Лиса и журавль» Чтение загадок, пословиц, поговорок. |
Трудовая | Сбор картинок для раздаточного материала Индивидуальные поручения Сюжетно - ролевые игры |
4. Ожидаемые результаты:
- дети будут знать историю создания одежды, обуви и головных уборов, их значение, виды, составные части и способы изготовления.
- дети будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды, обуви и головных уборах, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
- дети научатся дифференцировать понятия: одежда, головные уборы, обувь.
- дети научится рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды, обуви и головных уборов.
5. Продукт проекта:
Выставка поделок - туфелька для золушки, раздаточный материал, выставка поделок, итоговое мероприятие «Праздник посуды»
Блок
Предварительная работа:
- Сбор информации.
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Домашнее задание для родителей – изготовление совместно с детьми книжки малышки.
Блок
Этапы реализации проекта:
I этап
Обозначение детской цели.
1) Формулирование проблемы
2) Введение в проблему:
Загадка:
У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка:
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох.
Все бегут, несутся, скачут.
Им кричат: -Куда, куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда».
Все виновные прощают
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.
Вопросы по содержанию:
- Из какой сказки эта загадка?
- А почему посуда убежала от бабушки Федоры?
- Сможет ли посуда прожить без хозяйки?
- А человек сможет жить без посуды? и т.д.
3) Составление плана движения к цели
4) Организация работы над проектом.
II этап
Работа с детьми | Работа со специалистами | Работа с родителями |
1. Предварительная работа: Рассматривание предметов посуды, иллюстративного материала. иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, хохлома). 1. 2.Чтение художественной литературы 2. Чтение сказок: 3. К. Чуковского «Федорино горе». «Горшок каши», «Лиса и журавль» - Загадывание загадок, составление загадок описательного характера; 3.Развитие речи: Составление рассказов о предметах посуды по мнемотаблице; Дидактические игры «Что из чего», «Что разбилось» (чашка, чайники, т.д.), «Назови ласково», «Назови части чайника» «Расставь по полочкам». -игры «Накрой стол», «Назови какая посуда», «Чего не стало?», «Посмотри, подумай, назови», «Найди пять отличий», «лото» 4. Познание: Счет посуды (по одному, парами); «Какой по счёту кувшин и.т.д.» - Составление задач с использованием посуды; - Веселые задачки, задания по теме проекта. 5.Социализация: Беседа: «Зачем нужна посуда», Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Накроем стол для кукол», «Пора обедать», «Пришли гости», «Мама пришла с работы» и т. д. 6. Художественное творчество: -Лепка посуды из пластилина, «Чашка с блюдцем», -Аппликация «Тарелочка для куклы Наташки». -Рисование «Красивая чашка для куклы» -Изготовление атрибутов к итоговому мероприятию по проекту 7.Экскурсия на кухню в детском саду. 8.Театрализованное представление «Праздник посуды». | 1. Учитель-логопед Артикулиционная гимнастика (комплекс №1, №2) Речевые игры: Развитие связной речи «Сказка о чайнике» Упражнение «Расскажи - ка» Координация речи с движением «Посуда», «Отхлопай-ка», «Поймай звук Т», игра «На каждый пальчик словечко на Т» Развитие психических процессов «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Скажи наоборот» Дидактически игры «Скажи ласково», «Один - много», «Посчитай - ка» Развитие мелкой моторики: Рисование, лепка, конструирование. 2.Физическое развитие Дыхательное упражнение «Самовар». Двигательные упражнения и пальчиковая гимнастика «Помощники» Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник». | 1. Привлечь родителей к организации выставки поделок по проекту. 2. Домашнее задание: изготовление книжки – малышки о посуде. 3.развитие речи: -рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части. -Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?», «Скажем ласково» -вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь. |