Класс: ДЗ на 5 октября 2021
Основные средства выразительности в тексте
Упражнение № 1. Определите средства выразительности в этих фрагментах.
1) Просвещение такой же враг для них, как заря для злых духов.
а) сравнение; б) метонимия; в) гипербола; г) синтаксический параллелизм
2) Он своими смелыми речами, своей бесстрашной мудростью взорвал их идеологию бомбами несомненных фактов.
а) гипербола и эллипсис; б) метафора и эпитет; в) метонимия и парцелляция; г) литота и градация
3) Научная сенсация! Обычное русское издательство наоткрывало новых созвездий и выявило неподвижность подвижных звезд!
а) сравнение и гипербола; б) метафора и парцелляция; в) ирония и оксюморон; г) метонимия и перифраз
4) Он бросался на противника, словно барс, рвал его на части, опрокидывал навзничь, делал его смешным, делал его жалким.
а) эпитет и метафора; б) литота и эллипсис; в) антитеза и инверсия; г) сравнение и градация
5) Александра Македонского учил великий Аристотель. Наследника русского престола учил великий Жуковский. Митрофанушку учил забулдыга Кутейкин. Как говорится, по дереву и плоды…
а) сравнение и гипербола; б) синтаксический параллелизм и эпитеты; в) метафора и метонимия; г) парцелляция и ирония
6) Один поет, а другой хрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна.
а) сравнение и эпитет; б) парцелляция, метафора и гипербола; в) антитеза, синтаксический параллелизм, метафора; г) ирония, оксюморон, антитеза
7) Мы знаем, что слова могут быть нежными или скрипуче-грубыми. Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть. Воодушевить или пригнуть к земле.
а) парцелляция, эпитет, антитеза, метафора; б) гипербола, развернутое сравнение, эпитет; в) эллипсис, парцелляция, ирония; г) оксюморон, инверсия, эпитет, сравнение
8) Илья Ильич болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы.
а) гипербола, сравнение, риторический вопрос; б) сравнение, эпитет; в) парцелляция, сравнение, анафора; г) литота, метафора, градация
9) Этот нетленный киношедевр снят дебилом-режиссером по сценарию дебила-сценариста и для дебилов-зрителей.
а) ирония, лексический повтор; б) метафора, сравнение; в) парцелляция, синтаксический параллелизм; г) гипербола, антитеза
10) Телега, которой попеременно правили глупость, жадность и слепота, приехала. В болото. Окончательно.
а) синтаксический параллелизм, эпитет; б) гипербола, метонимия; в) метафора, парцелляция; г) оксюморон, антитеза
11) Золото убило больше душ, чем железо – тел.
а) метафора, парцелляция; б) метонимия, эллипсис; в) гипербола, антитеза; г) эпитет, ирония
Упражнение № 2. Средства выразительности
I. Выпишите пример с эпитетом.
1) оловянная ложка – оловянные глаза; 2) теплый хлеб – теплый взгляд; 3) первый снег – пушистое облако; 4) бескрайняя степь - молодой человек; 5) пленительная песнь – двухэтажный дом; 6) лучистая любовь - на правом берегу; 7) огненное слово – мелким шрифтом; 8) необыкновенный человек – в прошлом году
II. Создайте метафоры. Из скобок выберите то слово, с помощью которого создается метафорический образ. Запишите в тетради.
1) сердце (в-1; стучит, стонет; 2) свет (в-1; истины; солнца); 3) голос (мальчика, совести); 4) холод (в-1; на улице; во взгляде); 5) бегут (в-1; дети, дни); 6) летают (в-1; сны, птицы); 7) (в-1; мать, душа) поет; 8) кислота (в-1; соляная, сатирического смеха)
III. Найдите выражения, созданные на основе метонимии, запишите их..
1) Она (была пугливой, робкой; ходила на цыпочках); 2) Он (в-1; был жадный; трясся над копейкой); 3) он всю жизнь (в-1; работал шофером; крутил баранку); 4) мы (в-1; дружили со школы; дружили со школьной скамьи); 5) в бой вступили (в-1; десантники, голубые береты); 5) в семнадцать лет (в-1; вышла замуж, пошла под венец); 6) он (перестал сочинять книги; бросил перо); 7) (В-1; в Москве было дождливо; Москва не приняла предложение Парижа)
IV. Сгруппируйте парами антитезы, запишите в тетради.
1) яркий свет; 2) жар любви; 3) радость победы; 4) осеннее ненастье; 5) рев тигра; 6) горечь поражения; 7) благоухание весны; 8) холод безразличия; 9) писк комара; 10) кромешная тьма
Упражнение № 3. Тропы.
I. Найдите соответствия
1) голос совести 2) грозный окрик 3) шипели, словно притаившиеся змеи 4) она ходила, обвешанная золотом 5) от боли стонали даже камни | а) метонимия б) гипербола в) эпитет г) метафора д) сравнение |
II. Дополните соответствия примером из набора.
1) взойти на плаху; 2) будто путеводная звезда; 3) в колокола тревоги; 4) мог перейти океан вброд; 5) печальный взгляд
Упражнение № 4. Фигуры речи.
I. Найдите соответствия
1) Одиночество, которое томит, терзает сердце, рвет душу на части… 2) Кто верил, тот вернулся, кто устал ждать, тот ушел 3) Неведомой истина эта остается и для современного человека. 4) Слово становится бездонным, и в нем тонешь. Как в омуте. 5) Я ему: «Ты не маленький, сам решай» | а) градация б) инверсия в) парцелляция г) эллипсис д)синт. параллелизм |
II. Дополните соответствия примером из набора
1)На земле трудно, под землей темно.
2)Поначалу приезжая местным жителям не глянулась: было что-то странное в жестах ее неспешных.
3) Я больше ее не увижу. Никогда.
4) Счет шел уже не на десятки, не на сотни и даже не на тысячи.
5) Мы столько ему об этом говорили, а он нам – свое.