ГЕОГРАФИЯ
Направление подготовки
Экология и природопользование
Присваиваемая квалификация (академическая степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Челябинск, 2011 г.
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…… | |
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | |
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | |
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата.... | |
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….……………… | |
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | |
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...……… | |
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….………………………… | |
1.3.2. Лекции | |
1.3.3. Практические занятия/семинары……………………………...… | |
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………... | |
1.4. Список литературы ……………………………………………..…….. | |
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………... | |
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..…… | |
3. Методические рекомендации студенту ………………………..……….. | |
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ………………………………………………………………… | |
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...…… |
1. Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель – сформировать целостное представление о географической оболочке Земли как объекте изучения физической и экономической географии и среде деятельности человека(географической среде)
Задачи дисциплины:
-сформировать представление о современной структуре географии как науке о Земле и её роли в решение проблемы «общество- окружающая природная среда»;
-ознакомить с традиционными и новейшими методами исследований в географии;
-изучить основные закономерности Географической оболочки Земли как природного комплекса планетарного масштаба;
- уяснить основные категории социально-экономической географии;
- изучить понятийный аппарат общей геоморфологии как частной географической науки;
- рассмотреть основные глобальные проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды (ОПС);
- получить представление об экологической географии как новом теоретическом и прикладном направлении в географической науке;
- сформировать навыки чтения и анализа географических карт (физико - и экономико-географических, эколого-географических), составления геоморфологических и комплексных профилей.
1.1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «География» относится к естественнонаучным дисциплинам федерального компонента. В рамках дисциплины у студентов формируется понимание географической оболочки Земли как сложной системы, что необходимо для профессиональной деятельности эколога-природопользователя.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях географии средней общеобразовательной школы.
Дисциплина «География» является базовой основой при изучении следующих учебных курсов:
– Ландшафтоведение
– Геоэкология
– Природопользование
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: теоретические и практические основы дисциплины, ее значение и связь с другими науками о Земле.
Уметь: Применять методы исследования в географии при анализе взаимосвязей состояния природных комплексов для решения экологических проблем и прогнозирования их возникновения и развития.
Владеть: навыками работы с топографическими и тематическими картами, аэрофото - и космическими снимками Земли; понятийным аппаратом географической науки.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки Экология и природопользование:
а) общекультурных (ОК): владеть культурой аналитического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Уметь логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
б) иметь базовые общепрофессиональные теоретические знания и практические навыки в географии как науке о Земле.
Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
1.2 Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Общий объем часов 108, в том числе:
– лекции 18;
– практические работы 36;
–самостоятельная работа 54.
Форма контроля – экзамен.
Семестр 1.
Содержание дисциплины
Введение
География в системе наук о Земле: объект и предмет географии, её задачи. Современная структура географии как комплексной науки: физико-географические, социально-экономико-географические науки, картография, страноведение.Понятия «природа», «компоненты природы», «геосистема», «природные условия и ресурсы», «территориального социально-экономического комплекса».
География и экология. Экологическая география как новое направление в географической науке конца 20 века. Современное состояние эколого-географических исследований в России и за рубежом.
Основные этапы развития географии как науки. История развития географических идей. Географические открытия. Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии. Основные направления развития географии в СССР (1917-1991 гг.). Задачи современной конструктивной географии.
Методика и методология географической науки. Сквозные методы и направления в географии: сравнительно-описательный; геофизический, метод балансов; геохимический; палеогеографический; картографический. Аэрокосмические методы. Геоинформационное и математическое направления в географии. Природное и математическое моделирование.
Раздел 1. Учение о географической оболочке
Понятие – «географическая оболочка» Земли, ее состав, границы и факторы формирования. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности; ритмика природных процессов и явлений. Вертикальные границы географической оболочки. Факторы физико-географической дифференциации: тектонические процессы, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляция атмосферы и режим увлажнения. Роль макро - и мезоформ рельефа. Факторы и энергетические источники развития. Вклад российских и зарубежных ученых в становление и развитие учения о географической оболочке.
Основные закономерности географической оболочки. Основные черты, формы и закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Закон географической зональности и его геофизическая сущность. Географические пояса, зоны, сектора. Высотная поясность природы. Типы высотной поясности в различных секторах умеренного пояса. Понятие «азональность», «интразональность».
Эволюции географической оболочки. Большой геологический круговорот вещества. Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный.