Взаимодействие государства со сферой культуры определяется документом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Понятие государственного регулирования деятельности в сфере культуры
Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:
· ■ финансирование ряда видов культурной деятельности;
· ■ осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры;
· ■ регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.
Государственная культурная политика должна строиться на следующих принципах:
· — влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;
· — понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;
· — приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
· — сочетание универсальности цели государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности;
· — территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности;
· — преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
Способы государственного регулирования деятельности в сфере культуры
Финансирование. Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры. В 1990 г. государственные расходы на поддержку художественного творчества и сохранение культурного наследия составляли в странах с развитой рыночной экономикой до 1% ВВП, в частности в Нидерландах – 0,6%, во Франции и Швеции – по 0,8%; в Финляндии – 0,9%.
Регулирование. В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:
· ■ материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;
· ■ отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;
· ■ экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).
По отношению ко многим видам деятельности в сфере культуры государство устанавливает требования к материальным и квалификационным условиям их осуществления. Такие требования могут относиться к наличию помещений, оборудования, уровню профессиональной подготовки работников и т.п.
Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления.
Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры.
Предметом государственного регулирования выступают цены на услуги, предоставляемые государственными организациями культуры, в особенности получающими государственные субсидии. Регулирование цен производится с целью обеспечить доступность соответствующих услуг для различных категорий населения. Некоторые виды культурных благ могут предоставляться населению или его отдельным категориям (детям, инвалидам, пенсионерам) бесплатно.