Система менеджмента качества на предприятии
Система менеджмента качества (СмК)
СмК — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей, а также для руководства и управления организацией применительно к качеству.
СмК разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна:
1. Охватывать все стадии жизненного цикла продукции;
2. Обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;
3. Устанавливать ответственность руководства;
4. Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат;
5. Обеспечить проведение профилактических проверок по предупреждению дефектов и несоответствий;
6. Обеспечить обязательность выявления дефектов и их изоляцию;
7. Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
8. Документально оформлять все процедуры системы.
По характеру воздействия на этапы жизненного цикла продукции выделяют три направления:
1. Обеспечение качества — направлено на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;
2. Управление качеством — направлено на выполнение требований качества;
3. Улучшение качества — направлено на увеличение способности выполнить требования качества.
Выделяют три вида СмК:
1. Системы, соответствующие критериям MS ISO-9000. Главная их цель заключается в обеспечении качества продукции, требуемого заказчиком и предоставления ему доказательств в способности предприятия сделать это. Это самая популярная система качества, большой популярностью пользуются сертификаты MS ISO-9000;
2. Общефирменная системы (TQM) — комплексные системы, ориентированные на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок;
3. Системы, соответствующие критериям премий по качеству. Эти системы в большей степени обращены к человеческому фактору.
21 Документирование системы качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9000
Документирование СНК в соответствии с требованиями MS ISO-9000
Документирование СНК — это деятельность по установлению структуры и состава документации системы и управления данной документацией.
Документы нужны для задания требований. В них регистрируются данные, закрепляется опыт. Документы разрешают спорные вопросы. Кроме того, документы нужны для аудита системы качества. Количество документов определяет само предприятие.
В СНК применяются следующие виды документов:
1. Документы, предоставляющие согласованную информацию о СНК организации (руководство по качеству);
2. Документы, описывающие, как СНК применяется к конкретной продукции, проекту или контракту (планы качества);
3. Документы, устанавливающие требования (спецификации);
4. Документы с рекомендациями или предложениями (методики);
5. Документы с информацией о последовательном выполнении действий и процессов (документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи);
6. Документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов.
СХЕМА
Требования к документам:
· Системность;
· Полнота;
· Адекватность требованиям MS ISO-9000;
· Практичность;
· Идентифицируемость;
· Адресность;
· Своевременность;
· Доступность для пользователей;
· Все документы должны быть датированными и иметь санкционированный статус.
Дефекты и их виды
Дефект — невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.
Виды дефектов:
1. В зависимости от методов, средств и правил контроля:
a. Явные;
b. Скрытые;
2. По значимости:
a. Критические;
b. Значительные;
c. Малозначительные;
3. С точки зрения устранимости:
a. Устранимые;
b. Неустранимые;
4. По этапу возникновения:
a. Конструктивные;
b. Производственные;
c. Эксплуатационные.
31. Сертификация, её виды и значение.
Сертификация у нас появляется в 93г введением закона «О сертификации продуктов и услуг». Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов положениям стандартов или условиям договоров.
Цели сертификации:
· Удостоверение соответствия продукции и процессов жизненного цикла продукции нормативным документам;
· Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· Повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках;
· Создание условий для свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для международного сотрудничества и торговли.
По своему статусу сертификация бывает обязательная и добровольная. Обязательная сертификация проводится, когда необходимо подтвердить соответствие изделия обязательным требованиям технических регламентов. Добровольная сертификация преследует цель создания доверительных отношений между производителем и потребителем продукции.
32. Системы сертификации.Системы сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система сертификации включает в себя:
· Орг структуру и функции участников сертификации;
· Сами правила сертификации;
· Номенклатуру сертифицируемых объектов;
· Нормативные документы на соответствие которым проводится сертификация;
· Виды документов, подтверждающих соответствие;
· Правила применения знака соответствия;
· Порядок проведения инспекционного контроля;
· Порядок финансирования.
Виды систем сертификации
· По статусу:
o Обязательные;
o Добровольные;
· По уровню распростронения:
o Национальная;
o Региональная;
o Международная;
· По охвату видов продукции:
o Универсальные;
o Однородные.
Помимо системы ГОСТ-Р у нас действуют 18 обязательных систем и 250 добровольных. Порядок оплаты работ по сертификации регламентируется рекомендациями гос стандарта от 23.08.1999 №44 и основывается на следующих принципах:
1. Все фактически проведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств заявителя вне зависимости от принятого решения;
2. Уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;
3. Инспекционный контроль оплачивается в размере фактически проведенных затрат.
Общие затраты заявителя на сертификацию определяются по формуле:
Сос — стоимость услуг органа по сертификации (ОС);
Соб — стоимость образцов, отобранных для сертификационных испытаний;
Сип — стоимость испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ);
Сск — стоимость сертификации СМК;
Са — стоимость анализа состояния производства;
Сикi — стоимость одной проверки в рамках инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
Сискj — стоимость одной проверки в рамках инспекционного контроля за сертифицированной СМК;
Суммы по основаниям n и m — число проверок в инспекционном контроле;
Срс — расходы на упаковку и транспортировку образцов к месту испытания;
Сд — стоимость рассмотрения декларации о соответствии.
tосi — трудоемкость обязательной сертификации продукции по i-ой схеме сертификации, в человеко-днях;
Т — среднедневная ставка специалиста, в руб;
Кнз — % начислений на з/п по действующему законодательству;
Кнр — % накладных расходов;
Р — % рентабельности.
Сертификация продукции
Сертификация продукции - это процедура подтверждения качества, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяется в утвержденной письменной форме, что качество данной продукции соотвествует действующим государственным стандартам.
Всю промышленную продукцию с точки зрения обязательного подтверждения ее соответствия перед выпуском на рынок делят на три группы:
· Продукция, подлежащая обязательной сертификации;
· Продукция, которая подтверждается декларацией соответствия;
· Вся оставшаяся продукция.
При сертификации проверяются характеристики продукции и используются методы испытаний, позволяющие идентифицировать продукцию, а также полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям ее безопасности, установленным во всех нормативных документах на нее.
Соответствие продукции нормативным документам подтверждается сертификатом соответствия и знаком соответствия.
Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям тех регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Знак соответствия проставляется только типографским способом либо на само изделие, либо на его упаковку. С 1998г. определенный перечень товаров проходит гигиеническую оценку в органах сан-пед-надзора.