Концепция профессионального становления Т.В.Кудрявцева




Особое значение при разработке данной стадиальной концепции автор придает кризисным ситуациям. По мнению Т.В.Кудрявцева, они обусловлены рассогласованием между ожидаемым и достигаемым результатом, ломкой концепции самого себя и построением новой. Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида и ограничена временными рамками.

Стадии:

1. стадия - возникновение профессиональных намерений. Критерием ее оценки является социально и психологически обоснованный выбор человеком профессии.

2. стадия – непосредственно профессиональное обучение. Целью является репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений. Психологический критерий оценки - профессиональное самоопределение.

3. стадия - процесс активного вхождения в профессию. Критерием оценки этой стадии являются: а)достаточно высокие показатели профессиональной деятельности, б)определенный уровень развития профессионально важных качеств личности, в)психологический комфорт.

4. стадия - полная реализация личности в профессии. Уровень реализации характеризуется тем, что: а)профессионал не только овладел операционной сферой на высоком уровне, но и б)использует творчество в работе; в)вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, а также г)постоянно стремится к самосовершенствованию.

 

Концепция Ю.П.Поваренкова

Профессионализация рассматривается автором как процесс формирования личности и деятельности профессионала. Личность профессионала рассматривается как интегральное системное качество, закономерно проявляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида. В качестве критериев развития личности профессионала выступают профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость.

Сущность процесса профессионального становление личности раскрывается в ходе его анализа:

как формы профессиональной социализации и индивидуализации;

как части жизненного пути индивида;

как специфической формы профессионального развития и научения;

как специфической формы проявления активности индивида.

В качестве единиц периодизации автором используются стадии, периоды и фазы. Стадии, в основном, совпадают с этапами профессиональной социализации: допрофессиональное развитие личности (подготовка к профессионализации); поиск и выбор профессии, учебного заведения; профессиональное обучение; самостоятельная профессиональная деятельность.

Периоды являются компонентами стадий и возникают как результат конкретизации концепции. Ю.П.Поваренков выделяет четыре стандартных периода: профессиональная адаптация (или завершение профессионального развития предыдущей стадии), устойчивый рост показателей; период наивысших достижений; период спада, которому может предшествовать стагнация.

Фазы конкретизируют ситуацию профессионального становления личности. Они связаны с решением более частных задач профессионального развития. Каждый период делится на фазы в зависимости от решаемой задачи: фаза «послевступительной эйфории» и апробирования довузовских форм учебной деятельности; фаза осознания неэффективности профессиональных форм учебной деятельности и формирование новых; фаза наивысшего развития учебно-академической деятельности студента,...

Системообразующим фактором профессионального становления личности Ю.П.Поваренков считает конвергенцию индивидуальных (субъективных) и социальных (объективных) факторов. Автор особо отмечает, что их соотношение меняется по мере профессионализации личности.

На первых этапах профессионализации ведущая роль отводится автором профессиональной социализации, а на более поздних - профессиональной индивидуализации.

В концепции Ю.П.Поваренкова хронологическим основанием для периодизации является «профессиональный возраст» личности, то есть длительность ее профессионализации, которая превышает общетрудового стажа.

 

Концепция Э.Ф.Зеера

Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст человека. В концепции Э.Ф.Зеера качестве основания для выделения четырех стадий профессионального развития берется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Им выделено, также как и Т.В.Кудрявцевым, четыре стадии. В общем, стадиальность профессионального становления Э.Ф.Зеера и Т.В.Кудрявцева имеют много общего.

 

Концепция А.Т.Ростунова

За основу при разработке концепции автором взята задача создания эффективной системы управления формированием профессиональной пригодности, под которой он понимает «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его общественно полезной деятельности и удовлетворенность своим трудом» (А.Т.Ростунов, 1984).

Подходя к проблеме профессиональной пригодности с точки зрения системного подхода, А.Т.Ростунов рассматривает ее как большую систему, содержащую четыре функциональных блока: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Каждый блок, в свою очередь, состоит из нескольких подсистем более низкого ранга, которые и обеспечивают функционирование, как соответствующих подсистем, так и всей системы в целом:

1. подсистема профориентации. Главная задача состоит в подготовке молодежи к выбору профессии и началу профобучения.

2. подсистема профотбора. Ее цель - выявление наибольшего соответствия между индивидуальными особенностями абитуриента и спецификой будущей профессиональной деятельности.

3. подсистема профподготовки имеет цель раскрытия сущности деятельности и разработки модели подготовки специалиста.

4. подсистема профадаптации. Автор выделяет четыре уровня адаптации: ознакомление; переход к самостоятельной деятельности; полная профессиональная самостоятельность; мастерство.

Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида. Стадии профессионального развития, что и в концепциях Т.В.Кудрявцева и Э.Ф.Зеера.

 

По материалам статьи: Козырева, О.А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития.// Educational Technology & Society 10(4) 2007

Более подробные классификации стадий развития человека как субъекта профессиональной деятельности и его профессионального становления представлены в работах В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т. В. Кудрявцева. В несколько обобщенном виде это может быть изложено следующим образом.

 

Стадия развития профессионала – с 21–27 до 45—50 лет. Совершенствование личностной структуры профессионала (практического мышления, восприятия, памяти, психомоторики, характерологических черт, способностей и т. д.), развитие операционных качеств, формирование методов и способов психологического обеспечения трудового процесса, развитие приемов самооценки, саморегуляции, самосовершенствования и т. д.

На данной стадии становления профессионала чаще всего возникают возможность, необходимость периодического изменения характера трудовой деятельности в связи с развитием технических систем, технологических процессов, организации производства, а также смена видов деятельности (от исполнительской до руководящей различного ранга). Это влечет за собой перестройку требований к личности профессионала и сопровождается такими особенностями его развития и становления, которые в определенной степени характерны для 6-й или даже 5-й стадии.

Стадия реализации профессионала – с 45–50 до 60–65 лет. Полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизация основных операционных структур, личностные черты носят, как правило, устойчивый характер, облик личности построен, достаточно хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.

Стадия спада – с 61–66 и более лет. Прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы, угасание многих профессиональных интересов, перестройка жизненных установок, изменение ценностных ориентации, возникновение противоречий между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями, ухудшение функционального состояния (болезни, расстройства), резко меняющее жизненную направленность. Однако в этой стадии представители некоторых профессий (особенно творческих) долго сохраняют не только профессиональную направленность жизнедеятельности, но также психологический и профессиональный потенциал, личностную ориентацию на продуктивную трудовую деятельность.

Стадии 7 и 8, в свою очередь, можно разделить на несколько профессиональных периодов (по Е.А. Климову):

а) период интернала – опытный работник, любит свое дело, проявляет к нему устойчивый интерес, самостоятельно и успешно справляется с основными профессиональными функциями;

б) период мастерства, мастера – работник решает весь диапазон профессиональных задач в нормальных и нештатных условиях, обладает специальными умениями, выделяется универсализмом, выработал свой индивидуальный стиль деятельности, имеет высокий разряд, категорию, звание;

в) период авторитета – обладая предыдущими качествами, работник становится мастером своего дела, широко известен в профессиональном сообществе, отрасли, стране;имеет высокий чин, категорию, звание, ученую степень; с его мнением все считаются; наличие богатого опыта, умения, привлечение помощников компенсируют возможнуюпотерю здоровья, сил, активности;

г) период наставничества, наставника – авторитетный мастер своего дела, у которого можно поучиться; окружен последователями, учениками – есть кому передать свои знания, опыт.

В век научно-технического прогресса и больших социально-экономических перемен к зрелой личности, к ее профессиональной пригодности предъявляются все более высокие профессиональные требования на фоне частых изменений жизненных и профессиональных позиций и установок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: