Характеристика возрастных возможностей
На шестом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ.
В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной импровизации.
При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.
Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты.
В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического.
Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
1. Приобщать детей к азбуке шестой ступени музыкальной культуры дошкольника; развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической и современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах, расширяя объем музыкальных впечатлений.
• Развивать основы музыкально-эстетического сознания в процессе слушания музыки, исполненной на детских музыкальных инструментах:
— музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с музыкой, исполняемой оркестром детских музыкальных инструментов;
—эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания инструментальных пьес;
— основы музыкального мышления: учить различать, сравнивать, обобщать характер двухчастной музыки, исполненной на детских музыкальных инструментах;
— творческое воображение при слушании, исполнении ярких программных произведений;
— основы эстетической оценки произведений.
• Продолжать развивать целостное музыкальное восприятие пьес, исполненных на детских музыкальных инструментах, побуждая эмоционально отзываться на выразительность музыки: сравнивать различный характер музыки двух частей (в том числе торжественной, шуточной), учить сравнивать различия двух контрастных музыкальных образов.
• Развивать дифференцированное музыкальное восприятие:
— понимать форму музыкальной пьесы (двухчастная);
— улавливать различные изменения промежуточных оттенков средств музыкальной выразительности;
— обращать внимание на внемузыкальные средства выразительности (способы исполнения на музыкальном инструменте и т. д.).
• Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков:
— звуковысотных (звуки кварты, терции, секунды, примы);
— ритмических (ритмы суммирования, дробления, пунктирный);
— тембровых;
—динамических (f, mf, р, рр);
—темпа (быстрый, умеренно быстрый, медленный).
• Знать названия музыкальных детских инструментов; различать их тембры, способы звукоизвлечения и расположения на них низких и высоких звуков:
— ударных, не имеющих звукоряда: стучащего тембра (деревянные ложки, трещотки, кастаньеты, палочки, барабан, бубен), звенящего тембра (треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы), шуршащего тембра (маракасы, погремушки, коробочки);
— ударных, имеющих звукоряд (металлофон, ксилофон);
— духовых (флейта, кларнет, виола);
— струнных (цитра, гусли, балалайка, домра, арфа);
— клавишных (пианино);
— клавишно-язычковых (аккордеон, баян, гармонь);
— электромузыкальных.
• Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях, а также выражать их в творческой исполнительской деятельности— в выразительных движениях или рисунке; моделировать форму музыкального произведения, изменение характера музыки, содержания (последовательность вступления инструментов в оркестре).
II. Продолжать обучать детей азбуке шестой ступени игры на детских музыкальных инструментах, прежде всего на ведущем детском музыкальном инструменте - металлофоне:
• Побуждать к запоминанию музыкальных произведений, выученных в течение года.
• Побуждать выразительно передавать в игре на металлофоне (возможно, на другом инструменте):
— характер музыки (в том числе торжественный, шуточный);
— развитие музыкального образа пьесы, осознанно используя средства музыкальной выразительности, соответствующие особенностям музыкального образа.
• Побуждать отражать в игре понимание формы произведения, анализировать ее (одночастная с развитием образа, двухчастная с развитием и взаимодействием двух образов); анализировать средства музыкальной выразительности, используемые в музыке.
• Продолжать учить детей правильному звукоизвлечению на металлофоне; точно, ритмично играть на двух пластинках; знать их названия.
• Обучать игре в оркестре на различных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда; исполнять слаженно простые музыкальные пьесы.
• Побуждать эмоционально высказываться о сыгранной пьесе, а также выражать свои музыкальные впечатления в творческой исполнительской деятельности — в движениях, пении, рисунках; моделировать форму, содержание, характер музыкальной пьесы.
III. Побуждать детей осваивать азбуку шестой ступени инструментальной импровизации на детских музыкальных инструментах;
• Импровизировать интонации (вопросная, ответная).
• Импровизировать окончание мелодии, сыгранной взрослым.
• Импровизировать мелодии торжественного, шуточного характера.
Репертуар