Уровень высокий
1. Освоена в полном объеме азбука шестой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для детей:
— заложены основы музыкально-эстетического восприятия музыки и движений детских игр, танцев, упражнений различного характера и содержания, прежде всего связанного с жизнедеятельностью ребенка в родном крае; сформирован опыт ценностных ориентаций к миру родного края;
— имеется большой объем музыкально-слуховых и двигательных представлений; ребенок помнит, называет, сравнивает большинство знакомых игр, танцев, упражнений;
— средствами музыкально-ритмической деятельности сформированы основы музыкально-эстетического сознания;
— хорошо развито целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара, получает в процессе его эстетическое удовольствие, различает смену характера музыки и движений;
— хорошо развито дифференцированное восприятие музыки и движений: ребенок различает, сравнивает, понимает смену выразительных средств,. прежде всего музыкальных, а также и внемузыкальных, которые помогают исполнителям лучше передать эмоционально-образное содержание репертуара; хорошо чувствует и понимает форму танца, композицию игры, упражнения;
— развита высокая чувствительность в музыкально-сенсорном восприятии, ребенок точно выделяет ритмические, динамические особенности музыки, соотносит их с воспринимаемыми движениями;
— хорошо развито восприятие азбуки шестой ступени музыкально-ритмических движений, ребенок может оценивать их; понимает правильность ориентировки детей в пространстве помещения;
— ребенок может самостоятельно эмоционально высказывать свои впечатления о просмотренном репертуаре в эстетических суждениях, охотно доказывает правильность своего мнения, может выражать свое отношение в художественных рисунках, способен моделировать форму танца, композицию игры (с помощью карточек), а также характер и содержание их.
II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку шестой ступени музыкально-ритмической деятельности:
— знает весь исполняемый репертуар различного содержания и характера, в том числе связанный с жизнедеятельностью ребенка в родном крае;
— любит двигаться выразительно под музыку, способен художественно передать в игровых, танцевальных, основных движениях характер музыки, смену его в различных частях, крупных фразах;
— при исполнении постоянно обращает внимание на изобразительные особенности музыки, на средства музыкальной и внемузыкальной выразительности;
— хорошо владеет азбукой шестой ступени художественных музыкально-ритмических движений (основных, сюжетно-образных и танцевальных), понимает их красоту и способы выполнения, владеет также хорошо ориентировкой в пространстве помещения;
— умеет оценивать выполнение собственных движений и движений других детей;
— при исполнении разученных упражнений, танцев, игр ему не требуется подсказка, весь выученный репертуар исполняет самостоятельно;
— любит в повседневной жизни в детском саду и в домашней обстановке показывать, совершенствовать осваиваемые движения, затевать хороводы и т. п.;
— охотно, с удовольствием может рассуждать об исполняемых танцах, играх, хороводах, упражнениях; выражает свои впечатления в эмоциональной речи, рисунке; всегда готов моделировать форму танца, композицию игры, упражнения, а также их характер и содержание (на карточках, фланелеграфе, бумаге).
III. Освоена азбука шестой ступени детского музыкально-игрового и танцевального творчества:
—творческая самореализация наблюдается в выразительности движений танца, действий игрового персонажа;
— игровое творчество успешно проявляется во взаимодействии двух игровых персонажей сюжетно - игровых композиций, этюдов, в инсценировке песен;
—развито танцевальное творчество: ребенок любит импровизировать в свободных плясках, проявляет чувство партнера.
Уровень средний
1. Освоена в достаточной мере азбука шестой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для детей:
—вполне развиты основы музыкально-эстетического восприятия музыки и движений упражнений, игр и танцев дошкольников различного содержания и характера, а также вполне достаточно сформирован опыт ценностных ориентаций к миру родного края;
—в достаточной мере сформированы музыкально-слуховые двигательные представления, ребенок помнит большую часть знакомого репертуара;
—достаточно сформировано музыкально - эстетическое сознание ребенка;
— неплохо развито целостное восприятие музыки: ребенок различает ее характер, понимает его смену, но не всегда соотносит изменение движений (при восприятии танца) со сменой характера музыки;
— при дифференцированном восприятии танцев, игр, упражнений в связи с довольно частым изменением средств музыкальной выразительности ребенок не всегда успевает следить за ними, в беседе со взрослым разбирается в изобразительных средствах музыки (динамика, темп, регистры, метроритм);
— довольно развито музыкально-сенсорное восприятие, в ритмических особенностях музыки ребенок разбирается неплохо;
—ребенок с интересом воспринимает азбуку шестой ступени музыкально-ритмических движений, запоминает их, высказывает свои впечатления, но оценить их правильность не в состоянии;
—ребенок затрудняется высказывать свое мнение о воспринятых танцах, играх, упражнениях, т. е. обобщить свои впечатления ему труднее, чем высказаться об отдельном движении под музыку; моделирует (с помощью взрослого) форму танца, композицию (несложную) игры, их характер и содержание самостоятельно, однако не всегда имеет при этом положительный результат.
II. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку шестой ступени музыкально-ритмической деятельности:
— в целом правильно исполняет упражнения, танцы и т. п., освоенные в течение года, выделяет наиболее любимые из них, помнит их название, знает последовательность движений;
— в игровых танцах, сюжетных играх более выразителен, поскольку они легче запоминаются;
—в движениях под музыку старается вслушиваться в средства музыкальной выразительности, но ему сложнее следить за формой танца, иногда требуется словесная помощь взрослого;
—в недостаточной степени освоил азбуку шестой ступени музыкально-ритмических движений, испытывает трудности в циклических движениях, а также в разнонаправленных; стремится освоить качественно все разучиваемые движения;
—затрудняется в самостоятельном исполнении, никогда не становится в первой паре, не бывает ведущим в хороводе — это может являться показателем того, что ребенок достаточно хорошо умеет оценивать качество своих движений;
—высказывается об исполненном репертуаре, может изобразить сюжет игры или танца в рисунке; в основном самостоятельно, но довольно неуверенно моделирует форму, характер, содержание игры, танца, упражнения.
III. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку шестой ступени детского музыкально -игрового и танцевального творчества:
— не в полной мере проявляет творчество в выразительности движений игр, танцев, упражнений;
— игровое творчество у ребенка проявляется более успешно в сюжетных игровых композициях после поэтического текста взрослого;
—более раскрепощен в танцевальных импровизациях.
Уровень ниже среднего
I. В недостаточной степени освоена азбука шестой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для детей:
— не вполне достаточно развито восприятие музыки и движений упражнений, игр, танцев различного характера и содержания, разработанного в основном на традициях национального музыкального искусства;
— не в полной мере развиты музыкально-слуховые двигательные представления, ребенок помнит небольшую часть из просмотренного за год репертуара;
— слабо развиты основы музыкально-эстетического сознания;
— недостаточно развито целостное музыкально-эстетическое восприятие; в танцах, играх ребенок больше следит за движениями;
— недостаточный уровень развития дифференцированного восприятия музыки и движений затрудняет восприятие ребенком изменений средств музыкальной выразительности;
— слабо развито восприятие и понимание азбуки шестой ступени способов выполнения музыкально-ритмических движений;
— ребенок часто затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию упражнения, игры, танца.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку шестой ступени детской музыкально-ритмической деятельности:
—участвует во всех разученных играх, танцах, упражнениях, но исполняет движения в основном неточно;
— при исполнении слабо ориентируется на средства музыкальной выразительности;
—слабо владеет азбукой шестой ступени музыкально-ритмических движений, испытывает затруднения в координации движений;
— не умеет оценивать правильно качество своих движений, лучше оценивает качество движений других детей;
—часто не желает выражать свое отношение к исполненному танцу, упражнению, игре; не любит моделировать форму, характер, содержание танца, игры.
III. Ребенок плохо освоил азбуку шестой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества, в импровизациях его больше увлекает процесс, чем результат:
— как правило, недостаточно проявляет творчество в передаче выразительности движений танцев, упражнений, игр;
— робко участвует в инсценировках песен;
—в игровых импровизациях не всегда достигает качественной передачи действий персонажа, ему не всегда удается передать взаимодействие с другим образом;
— в свободных плясках участвует, однако затрудняется проявлять чувство партнера.