Уровень высокий
I. Освоена полностью азбука шестой ступени музыкальной культуры слушания музыки в исполнении на детских музыкальных инструментах:
— имеется большое количество музыкальных впечатлений на основе произведений в исполнении на детских музыкальных инструментах, прослушанных в течение года; ребенок знает, помнит название большинства из них и композиторов, их написавших;
— сформированы основы музыкально - эстетического сознания;
— развито целостное восприятие прослушанного репертуара; ребенок хорошо чувствует характер музыки, сравнивает с характером другой пьесы — находит в них общее и различное;
— более совершенным стало дифференцированное музыкальное восприятие: ребенок понимает, сравнивает различные средства музыкальной выразительности в контрастных частях, в крупных фразах;
— хорошо развито музыкально-сенсорное восприятие;
— ребенок успешно освоил азбуку шестой ступени восприятия способов игры на детских музыкальных инструментах; знает, называет все ему известные; различает их тембры, знаком со способом звукоизвлечения на них, знает расположение низких и высоких звуков;
— ребенок может свободно самостоятельно высказываться о своих музыкальных впечатлениях, выражать их в художественной пластике, рисунке; может моделировать форму прослушанного произведения, а также характер и содержание его.
II. Ребенок освоил полностью азбуку шестой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах, прежде всего на металлофоне:
—играет уверенно пьесы, исполняемые на одной, двух пластинах металлофона, которые выучены в течение года;
—правильно передает в своем исполнительстве характер пьесы, развитие музыкального образа, а также различные средства музыкальной выразительности;
—освоил азбуку шестой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах:
—владеет способами звукоизвлечения на различных детских ударных (ритмических) музыкальных инструментах, а также на металлофоне, знает название почти всех пластинок, расположение пластин, соответствующих низким и высоким звукам;
—может уверенно играть в оркестре, развито чувство ритмического, динамического и темпового ансамбля;
—способен самостоятельно и эмоционально выражать свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, в творческой исполнительской деятельности — в пластических импровизациях, рисунке; легко может моделировать форму, характер, содержание произведения.
III. Ребенок владеет азбукой шестой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах:
— творчески активен и самостоятелен в простейших импровизациях — придумывает различные ритмы для игровых персонажей;
—может придумывать мелодию для окончания песни, начатой взрослым;
—может импровизировать вальс, польку, марш; способен импровизировать вопросную и ответную, грубую и нежную интонации и т. п.
Уровень средний
I. Достаточно освоена азбука шестой ступени музыкальной культуры слушания музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах:
—имеются музыкальные впечатления на основе музыкальных произведений, прослушанных в течение года; ребенок помнит большинство пьес, исполненных на детских музыкальных инструментах, их названия;
— в достаточной мере сформировано музыкально-эстетическое сознание;
— вполне развито целостное музыкальное восприятие; ребенок различает смену характера пьес, наиболее ярких интонаций;
— дифференцированное восприятие ребенка находится на вполне достаточном уровне: он слышит смену наиболее ярких средств музыкальной выразительности; при рассмотрении формы музыкальной пьесы часто требуется словесная помощь взрослого;
— вполне развито музыкально-сенсорное восприятие;
— освоена азбука шестой ступени восприятия способов игры на инструментах:
ребенок знает, называет большинство из знакомых детских музыкальных инструментов, различает их тембры, но недостаточно ориентируется в способах звукоизвлечения — необходима помощь;
— ребенок выражает свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, рисунке; моделирует форму характер музыки чаще с помощью взрослого.
II. Ребенок достаточно освоил азбуку шестой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах, прежде всего на металлофоне:
— уверенно исполняет несложные по ритму пьесы на одной пластинке металлофона, при игре на двух часто испытывает неуверенность, необходима помощь взрослого;
— старается передавать при исполнении характер пьесы, отдельные средства музыкальной выразительности;
— освоил способы звукоизвлечения на одном - двух ритмических ударных детских инструментах;
— пытается в оркестре играть ритмично, слаженно с другими детьми;
— выражает свои музыкальные впечатления о сыгранной пьесе живо, однако его мнение не всегда соответствует эмоционально-образному содержанию музыки; пытается проявлять активность в творческой пластической импровизации; моделирует форму, характер и содержание часто с помощью взрослого.
III. В недостаточной мере владеет азбукой шестой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах:
— достаточно активен в импровизациях на металлофоне, однако не всегда достигает желаемого результата;
— импровизирует довольно неплохо вопросную и ответную интонации.
Уровень ниже среднего
1. В недостаточной мере освоена азбука шестой ступени музыкальной культуры слушания музыки в исполнении на детских музыкальных инструментах:
— у ребенка недостаточно музыкальных впечатлений, помнит некоторые (не более двух-трех) музыкальные произведения, прослушанные в течение года;
— в недостаточной мере сформировано музыкально-эстетическое сознание;
— недостаточно развито целостное восприятие музыки, ребенок определяет характер музыки, но при его смене теряется и даже с помощью взрослого далее плохо ориентируется в нем;
— при различении средств музыкальной выразительности ребенок часто не уверен, особенно когда при исполнении одной пьесы меняются различные инструменты; помощь взрослого в данной ситуации не эффективна;
— вполне развито музыкально-сенсорное восприятие, затруднение вызывает различение звуковысотных отношений музыкальных звуков;
— в недостаточной мере развито восприятие азбуки шестой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах; ребенок помнит, называет только отдельные музыкальные инструменты; слабо ориентируется в способах звукоизвлечения на различных детских музыкальных инструментах;
— как правило, не проявляет желания высказываться о своих музыкальных впечатлениях, иногда пытается выразить их в рисунке.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку шестой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах:
— неуверенно играет на одной пластине металлофона выученные музыкальные пьесы, с помощью взрослого может играть на двух пластинах;
— в игре ориентируется только на техническую сторону исполнения пьесы;
— недостаточно освоил игру на простейших ударных детских музыкальных инструментах;
— затрудняется играть слаженно в оркестре;
— в основном не проявляет желания высказываться о своих музыкальных впечатлениях или выражать их в другой форме, моделирует вместе со взрослым форму музыкального произведения, затрудняется в моделировании характера и содержания музыкальной пьесы.
III. Ребенок не овладел азбукой шестой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах; пытается импровизировать на металлофоне, но не получает желаемого результата:
— импровизирует плясовую, колыбельную, марш.
Седьмая ступень