Пчелякова Ирина Евгеньевна НОЛк-218
УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (2 ч.), стр.15
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: презентация
Задача:
В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?
Тип задачи: Нетиповая.
1. Задачи на увеличение числа в несколько раз.
В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. Сколько библиотек в городе?
2. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел
В городе 3 театра, а библиотек 18. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Оформление доски/Презентации |
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то,что уже изучали – Разгадайте ребус. ЗА . (задача) - А что такое задача? (Это математический рассказ в котором есть условие и вопрос) Решим следующие задачи: Миша собрал 6 ягод в первую корзинку, а в другую 4. Сколько ягод собрал Миша? -Сколько ягод Миша собрал в первую корзинку?(6) -Сколько собрал во вторую? (4) -Чтобы узнать сколько всего ягод собрал Миша какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+4=10(ягод)-всего собрал Миша -Мы ответили на вопрос задачи?(да) -Прочитаем следующую задачу и решим ее: В первый день Аня прочитала 20 страниц, это на 4 страницы больше, чем в второй день. Сколько страниц Аня прочитала во второй день? -Сколько страниц прочитала Аня в первый день (20) -Что еще сказано в условии?(Во второй день Аня прочитала на 4 страницы больше) -Что это значит?(что Аня прочитала во второй день меньше, чем в первый) -Что нужно найти?(Сколько страниц прочитала Аня во второй день) Составим схему: Чтобы узнать сколько страниц прочитал Аня во второй день какое действие мы выполним? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 20 – 4 = 16 (стр.) прочитала Аня -Что мы напишем в ответе? (16 страниц прочитала Аня во второй день) -Молодцы! -Прочитаем внимательно следующую задачу: | Схему рисуем на доске Схема на доске |
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. | -Ребята, откройте учебник на странице 15 и прочитайте «про себя» задачу под № 3. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О том что в городе есть театры и библиотеки) -Что мы знаем про театры? (Что в городе 3 театра) -Что мы знаем про библиотеки? (Знаем что библиотек в 6 раз больше, чем театров) -Что нам нужно узнать? (Нам нужно узнать на сколько в городе больше библиотек, чем театров) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько библиотек в городе) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче? 1. 2. 3. (Подойдет 1 схема) -Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы?(Потому что в во второй схеме показано, что нужно узнать на сколько библиотек меньше, а по условию задачи библиотек больше.А третья схема не подходит, потому что не хватает данных) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?) | Схемы на доске |
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение; o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. | Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) .Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (На сколько в городе больше библиотек, чем театров) -Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество театров и библиотек отдельно) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество театров в городе) А какое число мы пока что не знаем? (Количество библиотек) -Но что нам известно о библиотеках? (Что их на 6 больше, чем театров) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество библиотек? (Количество театров - их 3,и библиотек в 6 раз больше) -Найдем это число, будем его знать,а так же мы знаем,что театров 3. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос) Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько библиотек в городе. Что для этого нужно сделать?(. Для этого надо 3 умножить на 6, получится 18.) -Когда это число будет известно, найдем На сколько в городе больше библиотек, чем театров. Что для этого нужно сделать? (Для этого из большего числа вычтем меньшее, то есть из количества библиотек необходимо вычесть количество театров) | На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями |
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 6×3=18 -18 чего? (Библиотек) 1) 6×3=18 (биб.)- Количество библиотек в городе. -Что мы нашли в первом действии? (Количество библиотек в городе) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 18-3=15(шт.)- больше -Чему равно? (15) -Что мы нашли во втором действии? (Библиотек на 15 больше, чем театров) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (3 · 6) – 3 = 15 (шт.) Б) 3 · (6 – 3) = 15 (шт.) В) 3 · 6 + 3 = 15 (шт.) Запишите верное выражение в тетрадь: А) (3 · 6) – 3 = 15 (шт.) (Библиотек на 15 больше, чем театров) | На доске выполняется решение учеником. |
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос: -По схеме составьте текст обратной задачи: «В городе 18 библиотек, это на 15 больше, чем театров. Во сколько раз библиотек больше, чем театров?» -Решим данную задачу. -Что известно из первой части предложения задачи? (Что в городе 18 библиотек) -Прочитаем вторую часть предложения, что мы узнаем из него? (Что театров на 15 меньше, чем библиотек) -Что нам нужно узнать? (Во сколько раз библиотек больше, чем тетаров) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). -Почему? (Нам не известно сколько в городе театров) -Что мы можем найти, зная общее количество библиотек и на сколько их больше театров? (Количество театров в городе) -Зная количество театров и библиотек, что мы найдем?(Во сколько раз библиотек больше, чем театров) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да) Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу: -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 18-15=3 (Т.)- Количество театров в городе 2) 18:3=6 (б.)-В 6 раз больше. Ответ: Библиотек в 6 раз больше, чем театров -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Мы получили, что библиотек в 6 раз больше, чем театров, что соответствует условию 1 задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: Библиотек на 15 больше, чем театров. . | Схема на доске На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями |