Цели:
1 – образовательная: формирование представлений о видах электростанций, об основных этапах производства, передачи и потребления электрической энергии, о путях развития электроэнергетики и экологических проблемах производства и передачи электроэнергии;
2- развивающая: способствующие развитию познавательного интереса к предмету, мыслительных умений (сравнение, обобщение, анализ), развития экологического и экономического мышления;
3 – воспитательная: способствующие воспитанию экологической, экономической, информационной, коммуникативной культуры учащихся.
Тип урока: урок сообщения нового материала
Оборудование: учебник «Физика-11», презентация, листы заготовки, QR-коды для жеребьевки
Структура урока:
1- орг.момент
2- актуализация опорных знаний
3- сообщение нового материала
4- сообщение нового материала
5- подведение итогов
6-сообщение домашнего задания
7-рефлексия
Ход урока:
Актуализация опорных знаний
Учащимся предлагается разгадать кроссворд по разделу «Электромагнитные колебания и волны»
э | н | е | р | г | и | я | |||||||||||||
п | о | л | е | ||||||||||||||||
н | а | п | р | я | ж | е | н | и | е | ||||||||||
к | о | н | т | у | р | ||||||||||||||
т | р | а | н | с | ф | о | р | м | а | т | о | р | |||||||
з | а | р | я | д | |||||||||||||||
с | и | н | у | с | о | и | д | а | |||||||||||
ч | |||||||||||||||||||
к | о | н | д | е | н | с | а | т | о | р | |||||||||
с | о | л | е | н | о | и | д | ||||||||||||
т | о | м | с | о | н | ||||||||||||||
в | и | т | о | к | |||||||||||||||
п | е | р | и | о | д |
Вопросы:
1 – она бывает потенциальная, кинетическая, механическая, внутренняя, электрическая …
2 – оно бывает магнитным, электромагнитным
3 – в сети его значение 220 В
4 – он является идеальным, если состоит из катушки и конденсатора и в нем нет сопротивления потерь.
5 – он бывает повышающим и понижающим
6 – его накапливает конденсатор
7 – вид функции, по которой происходит изменение заряда, напряжения, силы тока в электромагнитном колебательном контуре
8 - устройство для накопления заряда и энергии электрического поля
9 – катушка индуктивности
10 – его фамилию носит формула, которая связывает период собственных электромагнитных колебаний в контуре с его ёмкостью и индуктивностью
11 – они нанизана на катушку соленоида и от их количества зависит напряжение на входе и выходе трансформатора
12 – его определяют по формуле Томсона
Сообщение темы урока
Учитель: скажите, пожалуйста, какое главное получилось слово в нашем кроссворде. Правильно. Электричество. А знаете ли вы, как электричество попадает к нам в дома? А как его производят?
Темой нашего сегодняшнего урока будет «Производство, передача и потребление электрической энергии. Экологические проблемы производства и передачи электрической энергии»
Давайте подумаем:
- Какая цель сегодняшнего урока?
- С чем вы сегодня должны познакомиться?
Учащиеся сами пытаются определить цели урока, а учитель лишь пытается их направлять в правильном направлении.
Сообщение нового материала
I. Разбор схемы передачи и потребления электроэнергии
На экран выводится слайд, где изображена схема передачи электрической энергии к потребителю.
Электрическая энергия производится на электростанциях: АЭС, ТЭС, ГЭС, ВЭУ, СЭС и мн. др.. С электростанции подается напряжение порядка 12 кВ на подстанцию с повышающими трансформаторами, где повышается до 400 кВ и по высоковольтной линии электропередач передается на большие расстояния. В конце данного этапа электроэнергия приходит на очередную подстанцию, но уже с понижающими трансформаторами. Там напряжение уже понижается до 12 кВ и по низковольтной линии передается дальше к еще одному понижающему трансформатору. И вот уже здесь напряжение понижают до наших 220 В и подается потребителю.
Физкультминутка
II. Типы электростанций
Учащиеся делятся на две группы. От каждой группы выходит представитель и тянет на свой выбор зашифрованный тип электростанции: традиционную или альтернативная
Каждая группа разбирает основные характеристики своих электростанций, которые есть на территории РБ или находятся на стадии строительства. Традиционные: АЭС, ТЭС, ГЭС, альтернативные - ВЭУ, СЭС. Отвечают на вопросы: тип электроэнергии, наличие ископаемого на территории страны, плюсы и минусы в производстве.
1 группа.
№ п/п | Тип электростанции | Вид топлива | Наличие топлива в РБ | Плюсы | Минусы | Влияние на экологию |
ТЭС | Топливо (торф, газ и т.д.) | Торф – РБ Газ - РФ | 1) быстрое строительство 2) энергия + тепло 3) дешевое топливо | 1) много отходов 2) дорогая энергия 3) низкое КПД (40%) | ||
ГЭС | вода | есть | 1) длительная эксплуатация 2) высокий КПД (90%) | 1) длительное строительство 2) большие зоны затопления 3) проблема утилизации | ||
АЭС | обогащенная урановая руда | нет | 1) строятся в любом месте 2) малое количество тепла | 1) малый срок эксплуатации 2)опасность радиации 3) проблема утилизации |
2 группа
№ п/п | Тип электростанции | Вид топлива | Наличие топлива в РБ | Плюсы | Минусы | Влияние на экологию |
ВЭУ | ветер | есть, но везде нужной силы | 1) могут быть промышленными и бытовыми 2) дешевая энергия 3) не требуют дорогостоящих очистных объектов | 1) становятся в холмистой местности 2) издают шум и вибрацию | ||
СЭС | солнце | есть | 1) общедоступность 2) неисчерпаемость | 1) зависимость от погоды 2) нагрев атмосферы над электростанцией 3) высокая стоимость конструкций |
Затем совместно обсуждаем каждый тип электростанций и заполняем итоговую таблицу на доске.
Подведение итогов
Делается вывод.
Оставшееся колонка идет на заполнение домой.
Хотелось бы обратить внимание, что человечество активно ищет новые источники энергии. И теперь стало достаточно модным направление использования альтернативных источников (возобновляемых). Республика Беларусь не осталась в стороне. И сейчас идет активное строительство ветряных и фотоэлектрических станций.
Для ознакомления с данными объектами предлагается просмотреть три видео фрагмента:
1 – Фотоэлектрические станции в Беларуси
2 – В Беларуси введена крупнейшая солнечная электростанция
3 - Первый в Беларуси ветропарк с установленной мощностью 9 МВт
сообщение домашнего задания
§10, таблица
Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы:
1 – для меня было познавательно…
2 – мне больше всего понравилось…
3 – хотел бы ещё узнать…