Цель — углубление теоретических знаний и приобретение навыков анализа библиографических пособий и стандартов.
Методика проведения: сравнивая содержание вспомогательных указателей нескольких БП с ГОСТом 7.78–99 «Издания. Вспомогательные указатели», зафиксировать их особенности в таблице.
Список библиографических пособий:
1. Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. [любая серия]: библиогр. указ. / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам Рос. акад. наук.
2. Библиотечное дело и библиография: библиогр. информ. / Рос. гос. б-ка, Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино. —1974—. — Выходит 6 раз в год.
3. Литература по педагогическим наукам и народному образованию: текущ. библиогр. указ. / Рос. акад. образования, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского. – 1997 –. – Выходит ежекварт.
4. Реферативный журнал: отд. вып. 59. Информатика / Рос. акад. наук, Всерос. ин-т науч. и техн. информ. — 1963—. — Выходит ежемес.
Вспомогательные указатели к БП
Название БП и указателя Характеристики вспомогательного указателя | БУ ИНИОН | |||||
АУ | ПУ | Указ. источников | ||||
1. Издательское оформление | ||||||
1.1. Расположение текста вспомогательного указателя | ||||||
1.2. Кегль шрифта | ||||||
1.3. Оформление заголовков | ||||||
| ||||||
| ||||||
1.4. Оформление ссылок (окончание рубрики; к чему даются ссылки; как отделяются друг от друга) | ||||||
2. Построение вспомогательного указателя (расположение рубрик) | ||||||
3. Содержание рубрик вспомогательного указателя | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
4. Размещение вспомогательного указателя в издании |
Занятие 14.
Тематический библиографический поиск
Цель — выявление литературы к семинарам №№ 1–3.
Методика проведения: предлагается составить список (картотеку) литературы, используя следующие элементы справочно-библиографического аппарата (СБА):
1.каталоги и картотеки научной библиотеки ОмГУ;
2.СБА корпоративной библиотечной системы;
3.Библиотечное дело и библиография // Литература по культуре и искусству: (база данных реф.-библиогр. информ.) / Рос. гос. б-ка, НИЦ Информкультура, Гос. публ. науч.–техн. б-ка. – М., 1999 —. – Электрон. опт. диски (CD-ROM). — 1989—2006 гг. – 2007— 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Windows.
4. Библиотечное дело и библиография: библиогр. информ. / Рос. гос. б-ка, Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино. —1974—. — Выходит 6 раз в год.
Также следует просмотреть журналы «Библиография», «Мир библиографии», «Научные и технические библиотеки» за последние 10 месяцев.
Итог работы:
· алфавитный список (картотека) литературы за последние 5 лет.
Составление списка (картотеки) осуществляется самостоятельно, обсуждение результатов и определение оптимального пути поиска — в учебной аудитории.
Занятие 15.
Виды библиографии
Цель — закрепление теоретических знаний по теме «Видовая структура библиографии».
Методика проведения: изучив ГОСТы, учебники, монографии, научные статьи 1970–2009 гг., выписать из них 8–10 классификаций библиографии и расположить их в таблице в хронологическом порядке.
Источник (автор, название, год издания) | Признак классификации | Соответствующие ему виды библиографии |
Общественное назначение | Государственная (национальная), научно-вспомогательная и т.д. |
Занятие 16 [4].
Организации, формирующие библиографические ресурсы
Цель — выявление направлений составительской библиографической деятельности.
Методика проведения:
1. Загрузить сайт РКП http//www.bookchamber.ru, ознакомиться с его структурой (составить перечень разделов). Перечислить создаваемые библиографические пособия.
2. Загрузить сайт Парламентской библиотеки https://www.duma.gov.ru, раздел: Библиотечно-библиографические ресурсы. Ознакомиться со структурой сайта (составить перечень ресурсов). Перечислить создаваемые библиографические пособия.
3. Загрузить сайт ИНИОН https://www.inion.ru, ознакомиться со структурой сайта (составить перечень разделов). Перечислить создаваемые библиографические пособия.
4. Загрузить сайт ГПНТБ СО РАН https://www.spsl.nsc.ru, ознакомиться со структурой сайта (составить перечень разделов). Перечислить создаваемые библиографические пособия.
5. Загрузить сайт Омской государственной областной библиотеки им. А. С. Пушкина https://www.lib.okno.ru, ознакомиться со структурой сайта (составить перечень разделов). Перечислить создаваемые библиографические пособия.
Выполняется самостоятельно, результаты обсуждаются в аудитории
Занятие 17.
Характеристика материально-технического обеспечения библиографической деятельности … библиотеки
Цель — углубление теоретических знаний и овладение навыками анализа практической деятельности.
Методика проведения: рассмотреть особенности материально-технической базы конкретного библиографического отдела по следующей схеме:
1. Название библиотеки.
2. Официальное название отдела.
3. Количество сотрудников и вакансий.
4. Особенности помещения и оборудования:
4.1. зона внутренней работы: площадь, оснащенность рабочих мест, элементы СБА;
4.2. зона обслуживания: площадь, оборудование, элементы СБА.
5. Оценка материально-технического обеспечения: соответствие санитарно-гигиеническим нормам (4–6 кв. метров на одно рабочее место), обновляемость техники и т. д.
Занятие 18.