I. Историческая ситуация.
Конец 18 века – первая треть 19 века – сложное время, наполненное социальными и национальными конфликтами в Англии:
- заключительная фаза промышленного переворота в стране. Английская буржуазия начинает борьбу с аристократией за пересмотр прав и привилегий.
- массовые рабочие митинги, движение разрушителей машин – луддитов.
Внешнеполитические события:
· колониальная экспансия;
· войны с главными конкурентами на международной арене – Францией и США.
II. Искусство.
В изобразительном искусстве - разнообразие и неравноценность явлений.
· Центр развития исторической и мифологической живописи – Королевская Академия художеств. Произведения, создававшиеся под эгидой Академии, с их трагическими, устрашающими сюжетами – орудие аристократии в борьбе против буржуазии.
- Карикатура становится самостоятельным и чрезвычайно востребованным видом искусства. Главными темами были критика королевской власти, деятельности министров, внешних врагов (Джеймс Гилрей). В этом карикатура помогала буржуазии потеснить аристократию.
- Успешно развивается книжная иллюстрация. Томас Бьюик - ввел богатую по тону торцовую гравюру. Уильям Блейк – его гравюры выполнены в духе раннего романтизма и символизма.
- В традициях 18 века продолжает развиваться портретный жанр.
- Одним из важнейших достижений становится пейзаж.
III. Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828).
Один из лучших акварелистов Англии начала 19 века, занимался также литографией.
С 1817 года семья живет в Кале. Учился у Л.Франсиа в Кале. Позже занимался в Школе изящных искусств в Париже у Гро (1819-1822). Путешествовал по северу Франции (Нормандия), в Бельгии, Северной Италии, писал пейзажи в Венеции. Успешно выставлялся во французском Салоне, с 1825 года известен в Лондоне.
Во время первой поездки в Лондон познакомился с Э.Делакруа. После этого в Париже они работают в одной мастерской, под влиянием Делакруа Бонингтон обращается к историческим сюжетам.
Литографией занимался после 1824 года. Книга барона Тейлора «Живописное путешествие в древнююФранцию».
Скончался от туберкулеза.
Его пейзажи отличаются пластической цельностью, передачей световоздушной среды.
Акварели.
Вид на Руан с холма святой Екатерины. 1821-1822. Бумага, акварель, чернила, перо, кисть. 14,8х23.
Солончаки недалеко от Трувиля. 1826.
Живопись маслом.
Большой канал. Венеция. 1826.
Вид около Руана. 1825.
IV. Джон Констебль (1776-1837).
Крупнейший пейзажист Англии.
Родился в семье мельника в Суффолке, средний сын, на которого возлагались надежды по продолжению семейного дела. Поэтому последовательное обучение он начал довольно поздно – в 1799 году, когда ему было уже 23 года, он поступает в Королевскую Академию. Изучал пейзажи Клода Лоррена, французского пейзажиста 17 века (копировал его «Пейзаж с пастухом и стадом»), картины Рёйсдала («Пейзаж с ветряными мельницами»).
Долина в Дэдхеме. 1802.
Уивенхо-парк. 1816.
Телега для сена. 1821. 82х130. Национальная галерея, Лондон.
К картине написан этюд в размер самой картины – таков часто его метод работы. Была выставлена на французском Салоне в 1824 году, произвела сильное впечатление на художников и критику.
Пашня. Кукурузное поле. Пьющий мальчик. 1826.
Собор в Солсбери. Ок. 1825. 87,9х111,8. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Заказ на картину сделал епископ собора Фишер. Именно его, прогуливающегося с женой, изобразил слева на картине художник. Первый вариант с грозовым небом заказчику не понравился, поэтому художник написал второй, данный вариант пейзажа с другим настроением. Первый вариант носит романтический характер.
Вид на Хайгет с Хэмстедских холмов. 1834. 29х30,5. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
Этюды.
Писал многочисленные этюды с натуры, отличающиеся широкой манерой письма и пленерностью.
Стоук-Бай-Нэйленд. 1811.
Флэтфорд.
Изучал небо в разных состояниях (скайинг, как называл это работы художник).
Облачное небо. Закат. 1821.
Морской вид с грозовыми тучами. 1827.
Имел больший успех во Франции, чем у себя на родине: во Франции при жизни художника продано20 картин, а в Англии – 12.
Фактически является автором уже реалистических пейзажей.
V. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер(1775-1851).
Родился в семье цирюльника. Первым его учителем был Томас Молтон, рисовальщик архитектурных видов. В 14 лет поступает в школу Королевской Академии (1789-1793). Выставляться он начал с 15 лет. Быстро сделал карьеру: 1802 – академик, 1809 – профессор академических классов.
Мол в Кале. Французские моряки готовятся выйти в море. Подходит английский пакетбот. 1803. Национальная галерея, Лондон.
Морозное утро. 1813. Холст, масло. 113,7х174,6. Галерея Тейт, Лондон.
«Картина из картин» (Констебл)
Улисс и Полифем. 1828-1829. Национальная галерея, Лондон.
Последний рейс корабля «Отважный». 1838. Национальная галерея, Лондон.
Корабль-участник Трафальгарского сражения.