МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 «АЛЕНУШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Консультация «Парциальные программы,
Инновационные технологии,развивающие игры,
Как средство формирования математических
Представлений у детей дошкольного возраста».
Старший воспитатель
Самуляк Л.В.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
- Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”
- И.А.Помараева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»
-В.В.Колесникова «Математика »
- Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасова «Игралочка. Практический курс математики»
- Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики»
- В.П.Новикова «Математика в детском саду»
- А.М.Страунинг «Технология ТРИЗ»
Педагогические иновационные технологии
- индивидуальная форма обучения система М. Монтессори.
- Игровые занимательные задачи З.А.Михайловой
- «Цветные числа» — дидактический материал Палочки Х. Кюзенера
- 3. Дьенеша (логические блоки),
- Т.В.Пристяжная «ТРИЗ- педагогика, развиваем мышление дошкольников» Игра «Сложи квадрат» Игра «Сложи узор» - разноцветные кубики.
- В.В. Волина «Праздник числа» М.: АСТ-ПРЕСС,1996г.
- Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
-Развивающие игры Б.П.Никитина
представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.
- В.Воскобович «Игры и изобретения»
=А.А.Столяр «Давайте поиграем»
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.
Палочки Х. Кюзенера
Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» — дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» — это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик — правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка — единица, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.
Палочки Кюизенера
- Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Это счетные палочки, которые еще называют:
- «числа в цвете»,
- цветными палочками, цветными числами,
- цветными линеечками.
Рекомендации к использованию:
- Порядковый и количественный счет.
- Освоение отношений по длине, высоте.
- Составление ковриков. составление узоров.
- Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
- Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)
Моделирование предметовога и математика.
Логические блоки Дьенеша
- Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1.Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2.Цветом - красные, желтые, синие;
3.Размером -большие и маленькие;
4.Толщиной -толстые и тонкие.
Задачи:
- Развивать логическое мышление.
- Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)
- кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
- декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
- кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью