Составила Крюкова М.А., автор блога «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»
№ | Название средства | Определение | Пример |
ТРОПЫ | - слова или выражения, используемые в переносном значении с целью усиления образности языка, художественной выразительности речи. | ||
Аллегория | - это иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках); - выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. | *в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы * аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень жизни» может означать «наступила старость» | |
Гипербола | - это образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. (преувеличение). | Дрожали скалы от их ударов, Дрожало небо от грозной песни | |
Литота | - это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления (преуменьшение). | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. | |
Метафора Развёрнутая метафора | - это вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. - перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста. | Колесом за сини горы солнце красное скатилось. (солнце подобно колесу) Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. | |
Метонимия | - это замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. | Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам ("все флаги" заменяет "корабли всех стран под различными флагами") | |
Оксюморон | - сочетание слов с противоположным значением (сочетание несочетаемого). | живой труп, грустная радость, обыкновенное чудо | |
Олицетворение | - это разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. | Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. | |
Перифраз | - это стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. | Царь зверей (лев) Унылая пора, очей очарованье (осень) | |
Сравнение | - это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. | Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Ты всех милее, всех дороже. | |
Эпитет | - это образное определение предмета или действия. | На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. | |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | |||
Антонимы Контекстные антонимы | - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. - это слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте. | рано - поздно, плакать - смеяться, белый – чёрный Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мёд. | |
Диалектизмы | - это слова, употребляемые жителями определённой местности. | кочет (петух), балка (овраг), гутарить (разговаривать) | |
Заимствованные слова | - слова, пришедшие в русский язык из других языков. | грамота, парус, кедр (из греч.); бутерброд, шпроты, ландшафт (из нем.); вуаль, пальто, такси (из франц.) | |
Индивидуально-авторские слова | - это слова, созданные поэтами, писателями, публицистами для более точной и экспрессивной передачи авторской мысли. | Тщетно отчаянный ветер бился нечеловече. Капли чернеющей крови стынут крышами кровель. И овдовевшая в ночи вышла луна одиночить. (В. В. Маяковский) | |
Книжная лексика | - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. | гипотеза, генезис, адресат | |
Неологизмы | - это слова или словосочетания, недавно появившиеся в языке. | имидж, постер, лифтинг, мерчендайзер | |
Омонимы | - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. | Водопроводная система периодически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе. | |
Просторечные слова | - это слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. | башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании) | |
Профессионализмы | - это слова, употребляемые в разговорной речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью, не являющиеся официально признанными наименованиями специальных понятий. | окно - свободное время между уроками (в речи учителя) | |
Разговорная лексика | - это слова, употребляемые в повседневной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. | газировка (газированная вода), белобрысый (человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка) | |
Синонимы Контекстные синонимы | - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. - это слова одной и той же части речи, которые сближаются в данном контексте, т.к. относятся к одному предмету (признаку, действию). | испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить За жёлтой конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой. Всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. | |
Специальная лексика | - это слова и сочетания слов, употребляемые людьми определённой профессии, специальности. Среди специальных слов выделяют термины и профессионализмы. | диафрагма, диез, профицит окно (в речи преподавателей свободный урок в середине учебного дня) | |
Термины | - это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий, приборов, инструментов, машин. | абсцисса (математика) аффрикаты (лингвистика) | |
Устаревшие слова | - это слова, которые не употребляются в современной речи. | боярин, поместье, десница, продразвёрстка | |
Фразеологизмы | - это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным переносным значением. | вешать лапшу на уши (обманывать) ставить палки в колёса (мешать) | |
Эмоционально окрашенные слова/эмоционально экспрессивная лексика | - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. | кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло) | |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | |||
Вводные слова | - слова или словосочетания, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в синтаксическую связь, выражают отношение говорящего к высказыванию, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом. | Словом, сколько я ни ломал голову, разгадки найти не мог. ― И где же, по-вашему, мы сейчас находимся? ― спросил я. | |
Вопросительные предложения | - это предложения, выражающие вопрос. | Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? | |
Вставные конструкции | - это слова, сочетания слов, предложения, которые содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к основному высказыванию (выделяются скобками или тире). | Нас хорошо кормили, но воды – не питьевой, а для умывания – было мало. Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно. | |
Диалог | - это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми. | — Неужели так и сказала: уходи? — Да, именно так. — Я не могу поверить. — Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи. — Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал. | |
Назывные предложения | - это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или из подлежащего с пояснительными словами (определениями). | Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. (А.А. Блок) | |
Неопределённо-личные предложения | -это простые односоставные предложения с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет неопределённый круг лиц (сказуемое чаще всего выражается глаголами 3 л мн.ч. наст. и буд. вр.) | Там под горой пасут овец, одна другой жирнее. | |
Неполные предложения | - это предложения, в которых пропущен необходимый член предложения — главный или второстепенный. | Кушать будешь? — Буду! (смысл второго предложения без предыдущей фразы не ясен). Я пришел с занятий рано, а сестра – поздно. За нами – река. | |
Обращение | -это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. | Опять я ваш,о юные друзья! | |
Однородные члены предложения | - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию (относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос). | Все наперебой хвалили храбрость, ум, великодушие Хаджи Мурата. Всё зашевелилось,проснулось, запело, зашумело, заговорило. | |
Односоставные предложения | - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. | Летом поеду к морю. Темно. Надо уходить. Волшебная ночь. | |
Сравнительный оборот | - это часть предложения, которая образно характеризует предметы, действия, признаки путем сравнения их с другими предметами, действиями, признаками. Он вводится в предложение с помощью сравнительных союзов как, точно, что, будто, словно, чем и т.п. | И воробьи, будто из-за кулис, упали стайкой на пшено. | |
Уточняющие члены предложения | - это члены предложения, отвечающие на тот же вопрос, что и уточняемое слово, после которого они стоят, и служащие для уточнения (обычно они сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). | Там, (где именно?) на горизонте, светилась бледно-розовая полоска света (М. Горький) Он был тщательно, (как именно?) до розового лоска на щеках, выбрит. | |
Цитирование | - это дословная выдержка из какого-либо текста. | «… Умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает», – подчеркивала Раневская. | |
ПРИЁМЫ | |||
Анафора | - это повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. | |
Антитеза/противопоставление | - это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. | Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А.С.Пушкин) | |
Вопросно-ответная форма изложения | - это способ построения текста, при котором информация излагается в формевопросов и ответов на эти вопросы. | И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть. | |
Градация | - это расположение слов, словосочетаний или частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. | Он волновался, тревожился, сходил с ума. Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить. | |
Инверсия | - это изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. | … где глаз людей обрывается куцый. (В.Маяковский) Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин) | |
Ирония | - это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (притворство). | Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. | |
Лексический повтор | - это намеренное повторение одного и того же слова либо речевой конструкции для придания экспрессивности. | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) | |
Параллелизм | - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Всинемнебе звёздыблещут, Всинеммореволныплещут. | |
Парцелляция | - это намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей. | Ребенок подрастает. Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа. | |
Риторический вопрос | - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. | Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость? | |
Риторическое восклицание | - это эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией. | Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди! | |
Риторическое обращение | - это условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. | Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! (А.Блок) | |
Эпифора | - это повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. | Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок) | |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | |||
Аллитерация | - это повторение одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. | Гр охочет эхо по г о р ам, Как гр ом, гр емящий по гр омам. (Г.Державин) | |
Ассонанс | - это повтор гласных звуков, чаще всего ударных. | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. | |
Звукопись | - это использование звукового состава слов (гласных и согласных звуков) с целью звукоподражания, подчёркивания выразительных возможностей языка. | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. … Ч уть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и. |