ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОЙ НАУКИ (1922)




(Изучение истории читателя)

<...> В настоящее время обычный тип историко-литературного

исследования довольно ясно слагается из четырех основных момен-

тов. Во-первых, принимаясь за анализ литературного произведения

как явления исторического, мы изучаем обстоятельства, предшество-

вавшие возникновению явления и его обусловившие (сюда относятся:

библиографическая работа, собирание сведений о писателе как о про-

дукте известной исторической эпохи и социальной среды, критика тек-

ста, история создания произведения и т. п.); во-вторых, мы анализиру-

ем произведение в его сущности (с точки зрения его сюжета, компози-

ции, слога, жанра и стиля — в широком смысле этого слова);

в-третьих, нам необходимо выяснить место явления в его историче-

ской среде (роль традиции и результаты борьбы с нею; отношение

произведения к фактам предшествующим и современным); и наконец,

нам необходимо выяснить результаты явления (то есть влияние про-

изведения на дальнейший ход литературного развития, восприятие его

современниками и ближайшими потомками и разнообразную жизнь

его в читательских сознаниях). Долгое время наша наука почти не вы-

ходила из наблюдений над фактами, относящимися к первому момен-

ту; в настоящее время особенно повезло (в частности, в России) —

второму. Из вопросов, относящихся к четвертому, очень важный во-

прос — о читателе и его роли в деле «выработки поэтического созна-

ния и его форм», о читателе как участнике литературного процесса и

сотруднике писателей в создании национальных литератур отдельных

народностей — относится к числу методологических вопросов, как

будто решенных, но на практике как-то неохотно и осторожно трак-

туемых. Принципиально против роли читателя как исторического

фактора — особенно после известной книги Эннекена(1887)1 —как

будто никто не возражает: признана необходимость изучения не толь-

ко литературных произведений, но и социальных групп, являющихся

их потребителями и нашедших в них сочувственное выражение своих

идеалов и вкусов и эстетических запросов. Доказывать сейчас, что ис-

тория литературы не только история писателей, но и история читате-

лей, что без массы, воспринимающей художественное произведение,

немыслима и сама творческая производительность, что история лите-

ратуры должна интересоваться распространением в массе литератур-

ных форм, их борьбой за существование и преобладание в читатель-

ской среде — значит ломиться в открытые двери. Тем не менее прак-

тика науки от превращения этих теорий в азбучные истины выиграла

пока немного. Как это часто бывает, дело благополучнее обстоит на

Западе: нам известны во французской, в немецкой, в английской ли-

тературе труды, не только теоретически ставящие вопросы, но и чисто

исторические; сам Эннекен в заключительной части своей книги в

виде иллюстрации дал эскиз изучения читателей В. Гюго, интересный,

несмотря на неполноту и недостаточную фактичность материала; ис-

следования такого же рода предпринимались не раз, и в свое время с

успехом Вильгельм Аппель проследил, например, историю одной из

самых заразительных книг XVIII в. — гётевского Вертера («Werther

und seine Zeit», 1896)2, а не так давно в русском переводе явилась

французская книга Луи Мегрона («Le Romantisme et les moeurs»,

19I0)3 — блестящая попытка на основании интереснейших человече-

1 См.: Геннекен Э. Опыт построения научной критики (Эстопсихология)/Пер. с фр. СПб. 1892.

2 «Вертер и его время».

3 См.: Мегрон Л. Романтизм и нравы/Пер. с фр. М., 1914.

ских документов проследить претворение французского романтизма

30-х годов XIX в. в читательской среде, к нему близкой. Русских работ,

подобных вышеприведенным, я не знаю: конечно, дань внимания чи-

тателю отдавали и русские историки литературы, начиная от Пор-

фирьева, в 1858 году на страницах «Православного собеседника»,

сгруппировавшего скудные тогда данные о «почитании книжном» в

древней Руси, и кончая хотя бы Боборыкиным, уделившим особую

главу в своей книге о европейском романе XIX в. читающей публике,

или В.В. Сиповским (в его книге о русском романе XVIII в.) и Н.А.

Котляревским, в недавнем сборнике статей «Канун освобождения»,

давшим очерк русского читателя накануне 60-х годов1 Тем не менее

никак нельзя сказать, чтобы изучение русского читателя, для истории

которого материалов собрано уже сейчас достаточно, стояло у нас на

отчетливо осознанном пути. Интересовались у нас более психологией

современного читателя, изучаемой экспериментально: неутомимый

популяризатор и библиограф, в настоящее время в Женеве работаю-

щий в области библиопсихологии (одно из названий науки о читателе),

Н.А. Рубакин в разное время опубликовывал результаты своих анкет

и наблюдений над читателем из среды интеллигентной, над читателем

из народа2; последнему, равно как и читателю подрастающих поколе-

ний (учащимся), особенно посчастливилось; но я не буду называть об-

щеизвестных статей и книг в этой области, несмотря на их теоретиче-

ское и практическое значение. Для будущего историка русской лите-

ратуры конца XIX и начала XX в. они дадут драгоценный материал; но

прошлое русского читателя остается все же в тени, и от этого страда-

ют не только наши знания о прошлом русской культуры вообще, но в

частности и наши сведения по истории русской литературы. Без исто-

рии русского читателя она не имеет под ногами почвы: она однобока,

она неизбежно будет давать выводы, высказанные наполовину, какою

бы точностью они ни отличались в первой своей части, а без этой вто-

рой половины мы ни для одного из ее моментов не можем получить ни-

какого итога.

<...>

1 См .: Порфирьев И. О чтении книг в древние времена России//Православный со-

беседник. 1858. № 2; Боборыкин, П. Европейский роман в XIX столетии. Роман на За-

паде за две трети века. СПб., 1900; Сиповский В. Очерки из истории русского романа.

СПб. 1909—1910. T 1. Вып. 1—2; Котляревский Н. Канун освобождения. Пг

1916.

2 См.: Рубакин Н.А. Среди книг. 2-е изд. М., 1911 — 1915. Т. 1—3.__

М. М. Б а х т и н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: