__________________________________________________
Литература о Великой Отечественной войне |
Задание 1. Ответьте на вопросы викторины
1. Он первым из писателей показал, что победу в ВОВ одержали не генералы и маршалы, а народ, солдаты. Его повесть о Сталинградской битве оказала такое влияние на последующих авторов, что по аналогии с выражением «Все мы вышли из гоголевской «Шинели» возникло выражение «Все мы вышли из (название …)». Назовите автора и произведение.__________________________________________________________
2. Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?_________
3. В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме писатель создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Назовите поэму и ее автора? ____________________________________________________________________________
4. По пьесе Виктора Розова "Вечно живые" был снят кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград, с огромной эмоциональной силой рассказывающий о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью... Назовите этот фильм и режиссера? ________________________________________
5. Эта документальная повесть Героя Советского Союза, опубликованная в журнале "Наш современник" (1969-1971 гг), посвящена людям и боевым делам штурмового авиационного полка. Летчик-космонавт К.П. Феоктистов об этой повести сказал: «Такие свидетельства героизма, проявленного в годы Отечественной войны, служат доброй и важной цели - воспитанию патриотического чувства». Назовите повесть и автора? _____________________________________________________________________________
6. Нам свои боевые
Не носить ордена
Вам - всё это, живые,
Нам - отрада одна…
Эти строки писатель К. Воробьёв взял эпиграфом для своей эмоциональной и реалистической повести «Убиты под Москвой». Из какого они произведения? ________________________________________________________________________________
1. Эта поэма посвящена «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Строки поэмы разошлись на цитаты, их вспоминают, когда хотят по-настоящему веско высказать свои чувства, выразить благодарность павшим героям, подтвердить самим себе, что память жива. Назовите автора поэмы и ее название?
____________________________________________________________________________
8. Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду. Назовите книгу и автора?
_____________________________________________________________________________
9. Для всего творчества писателя характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Автор на страницах повести поднимает вечные философские вопросы: цена жизни и смерти, трусости и героизма, верность долгу и предательство. Папа Римский вручил писателю за эту повесть специальный приз католической церкви. Назовите автора и произведение, главных героев повести? _______________________________________________________________
10. Кому из известных советских писателей была присуждена Нобелевская премия «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы», отраженную в ряде произведений о Великой отечественной войне. Укажите писателя. __________________
11. Заполните таблицу «Война в произведениях искусства»
Автор | Произведение | Военные события | Герои событий |
К. Симонов
А. Бек
А. Ананьев
«Танки идут ромбом»
«Дни и ночи»
«Волоколамское шоссе»
Прохоровка
Дом Павлова
Ельня
В. Клочков
А. Маресьев
В.Чуйков
12. Рассказ этого писателя, который в годы войны был военным корреспондентом, носит название иконы Богоматери. С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Посвящен рассказ героической переправе через Днепр. ____________________________________________
13. Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них». ______________________
14. Герои повести - школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими. Назовите автора и название повести. _____________________________________________________________________________
15.В 1961 г. в издательстве Детской литературы вышла книга, посвященная подвигу Зои Космодемьянской, автором которой была ее мать. Как называлась эта книга?
_____________________________________________________________________________
16. Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить. Назовите автора и название детского рассказа? ____________________________________________________________
17. Страйкбол называют «войнушкой» для взрослых. Играют в нее люди не бедные. Иногда ездят играть в Питер, в Киев и даже за границу. Во время игры в Белоруссии страйкболисты вдруг проваливаются из сегодняшнего дня в памятное лето 1941 года. И можно выбирать – либо вернуться домой, в будущее, спасая собственную жизнь, либо воевать вместе с дедами и прадедами. Кто написал книгу и как она называется?_____________________________________________________________________
18. По мотивам этого современного писателя в 2009 году под эгидой Московской Патриархии вышел в свет фильм режиссера В. Хотиненко «Поп». Назовите автора и название романа. ______________________________________________________________
19. Соотнесите произведения писателей - фронтовиков с их фамилиями:
М.Шолохов | «В списках не значился» |
А. Фадеев | «Они сражались за Родину» |
Б. Васильев | «Молодая гвардия» |
А. Сурков | стихотворение «В землянке» |
А.Твардовский | поэма «Василий Теркин» |
20. По одноименному роману Юрия Бондарева в 1972 году был снят фильм «Горячий снег». Этот фильм посвящен Сталинградской битве. Какую фразу произносит герой Георгия Жженова в конце фильма, награждая орденами оставшихся в живых?
_____________________________________________________________________________
21. «Удивительная повесть этого человека так захватила меня, – пишет автор, – что я старался записывать её как можно подробнее... Алексей Маресьев довёл свой рассказ до того дня, когда, сбив три немецких самолёта... он снова ощутил себя полноправным и полноценным лётчиком». Когда военный корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой познакомился с летчиком Алексеем Маресьевым, ставшим прототипом главного героя фильма «Повесть о настоящем человеке? __________________________________________
Задание 2. Кто автор?
1. Я убит подо Ржевом,
тот еще под Москвой,
Где-то воины, где вы,
Кто остался живой? __________________
2. Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
Выходила на берег крутой. __________________
3. Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой.
С фашисткой силой темною
С проклятою ордой! __________________________
4. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины
Прижав, как детей, от дождя их к груди. ____________________
5. Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза.
И поет мне в землянке огонь,
про улыбку твою и глаза. ________________________
6. Жди меня и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди_________________________________
7. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою? _____________________________
8. Горит и кружится планета,
Над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим. ________________________
9. Эх, дороги…
Пыль да туман,
холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
может крылья сложишь
Посреди степей__________________________________
10. Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же_________________________
Задание 3. Перечитать любое понравившееся произведение о войне В. Быкова, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Астафьева, К. Воробьёва и др. подготовьте сообщение по следующим вопросам:
- информация об авторе произведения;
- тема данного произведения;
- сюжет;
- главные герои произведения;
- ваши ощущения после прочтения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы думаете, почему литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до начала самой этой войны?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие темы затрагивали писатели и поэты того времени в своих произведениях?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как вы думаете, почему среди большинства жанров периода ВОВ, известных в литературе, большое место принадлежало именно жанру рассказа?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________