Ползун (выбоина) - образуется при заклинивании К.П. и движении ее юзом. В результате в месте контакта колеса с рельсом происходит интенсивный износ поверхности катания колеса сообразованием плоской площадки.
Раковина – это дефект металлургического литья в виде неметаллических включений (песок, шлак и т.д.), закатанных внутрь металла и пустот и пустот от усадки металла при неравномерном остывании, которые выходят на поверхность катания колеса при его износе.
Выщерблина – это выкрашивания кусочков метала на поверхности катания колеса.
Плена – это отшелушивание металла, тонкое, языкообразное отслоение частично соединенное с основным металлом. Располагается с наружной боковой поверхности колеса, бандажа, гребня, обода.
Навар – это кольцевые наплывы со смещением металла на поверхности катания колеса.
Волосовина – это кольцевые наплывы металла в виде пленообразных складок.
Прокат, ползун, навар и толщину гребня измеряют обсалютным шаблоном.
Универсальным шаблоном УТ-1 измеряют толщину гребня и параметр крутизны (опасная форма гребня).
Параметр крутизны измеряется между двумя точками, одна из которых находится в 2-х мм. от вершины гребня, а вторая в 13-и мм. от круга катания.
Шаблон ДО-1 не имеет цифровых значений и является шаблоном допускного контроля параметра крутизны гребня для отбраковки колес.
2.3.Колесные пары для определения их технического состояния и пригодности к эксплуатации подвергаются осмотру с регистрацией в книге формы ТУ-28:
- под ТПС — при всех видах технических обслуживании и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, каждой проверке ТПС в эксплуатации;
- при первой подкатке под ТПС новой колесной пары (после формирования) и после производства полного освидетельствования, если после них прошло не более 2 лет. При этом проверка даты формирования и освидетельствования производится по клеймам на торце (бурте) оси;
- после крушений, аварий, схода с рельсов, если отсутствуют повреждения элементов колесной пары, требующие их замены.
Осмотр колесных пар под ТПС должны производить:
- машинист — при каждой приемке ТПС (местах по доступной осмотру стороне); в эксплуатации при стоянках локомотивов на станциях и в пунктах оборота.
- мастер — при техническом обслуживании ТО-3 ТПС;
- мастер или бригадир — при техническом обслуживании ТО-2 ТПС; - мастер и приемщик локомотивов — при техническом обслуживании ТО-4, ТО-5, текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 ТПС, при первой подкатке новых колесных пар.
При осмотре колесных пар проверять:
— отсутствие трещин, ползунов (выбоин), плен, раздавленностей, вмятин, отколов, раковин, выщербин, ослабления бандажей на ободе центра (остукиванием молотком), сдвига бандажа (по контрольным меткам на бандаже и ободе центра), предельного проката (предельной высоты гребня) или износа, вертикального подреза гребня, ослабления бандажного кольца, опасной формы гребня и остроконечного наката, являющегося признаком возможности опасной формы гребня.
Предельный прокат (предельная высота гребня) и наличие опасной формы гребня проверяются шаблоном УТ-1 при технических обслуживаниях ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5, текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 и ежемесячных обмерах колесных пар.
Допускается при проведении технического обслуживания ТО-2, контролировать опасную форму гребня шаблоном ДО-1.
После выявления колес с опасной формой гребня с помощью этого шаблона, необходимо шаблоном УТ-1 измерить величину этого параметра и по результатам этого измерения принимать решение о допуске их к эксплуатации или о назначении ремонта.