Насколько сильно влияет потеря слуха у ребенка на его возможность общаться с другими людьми?
Это зависит от многих факторов:
-типа потери слуха (кондуктивная или сенсоневральная тугоухость)
-степень потери слуха (легкая степень или глухота)
-возраст, в котором ребенок потерял слух
-возраст, в котором была выявлена потеря слуха
-возраст, в котором началось вмешательство
-степень участия семьи в развитии навыков общения
-другие заболевания, которые могут быть у ребенка.
Что такое кохлеарные импланты?
Кохлеарный имплант (КИ) рекомендуют детям с потерей слуха от тяжелой степени до глухоты. Кохлеарный имплант устанавливают во внутреннее ухо в улитку хирургическим способом. КИ не усиливает громкость звуков, как слуховой аппарат. Он «заменяет» волосковые клетки в улитке и передает в мозг электрические импульсы через слуховой нерв. Мозг научается воспринимать электрические сигналы как звуки и речь
.
Когда ребенок начинает слышать с кохлеарным имплантом?
Позднооглохшие дети начинают понимать речь через 1-4 недели после подключения речевого процессора КИ. Маленькие дети, которые не носили слуховой аппарат первые две недели могут не реагировать на звуки. Разнооглохшие дети с КИ учатся слышать и понимать речь более 5-ти лет. Дети, которые носили до операции слуховой аппарат, через 1-2 недели занятий начинают не только узнавать с КИ знакомые слова, но и быстро учиться узнавать новые слова и звуки.
Когда ребенок с кохлеарным имплантом будет понимать речь и говорить?
Ребенок, который до имплантации совсем не понимал речь других слухозрительно и не говорил, через 6-12 мес. После имплантации начинает понимать простые просьбы и произносить отдельные слова и немного простых предложений. У ребенка, который немного понимал речь, читая с губ и слушая слуховым аппаратом, понимание речи окружающих и устная речь развиваются быстрее. Некоторые дети начинают говорить отдельные слова только через 18-24 мес.
Правила, которые помогут вашему ребенку лучше понимать и развивать речь
1. Находитесь на одном уровне с ребенком, когда разговариваете с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо и лучше понимать вас.
2. Не закрывайте лицо руками, когда обращаетесь с ребенком. Когда ребенок не видит вашего лица, ему трудно воспринимать и понимать речь.
3. Не говорите с ребенком, когда у вас во рту пища. Находящаяся во рту пища, искажает звуки и затрудняет понимание ребенком того, что вы ему говорите.
4. Говорите четко в нормальном темпе и помните, что вам не надо говорить громко, кричать. Если ребенок не понял, что вы ему сказали, попробуйте изменить фразу и сказать ее по-другому, а не повторять ее.
5. Когда разговаривайте с ребенком, постарайтесь исключить посторонние шумы: выключите музыку, телевизор, закройте окна.
6. Подкрепляйте вашу речь жестами, мимикой, изменяйте интонацию, когда общаетесь с ребенком. Это помогает ребенку лучше понимать речь.
Условия, влияющие на восприятие речи ребенком с КИ
1. Тихое помещение.
2. Помещение с низким уровнем отражения звука (использование ковров, занавесок и т.д.)
3. Говорящий стоит рядом с ребенком, говорящий находится со стороны КИ.
4. Слегка замедленный (напевный) темп речи.
5. Четкая артикуляция.
6. Предварительно привлекается внимание ребенка к слушанию.
7. Интонационно окрашенная речь.
8. Много повторений одних и тех же слов.
9. Знакомый голос.
10. Простые слова и короткие фразы.
11. Выделение голосом ключевых слов во фразе.
12. Лучше запоминается и воспринимается последнее слово в предложении.
Основные принципы обучения и развития детей с КИ
1. У ребенка с КИ процесс обучения слушанию и говорению является активным - это не столько обучение, сколько научение.
2. Овладение речью ребенком происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел с взрослыми.
3. Родители ребенка с нарушениями слуха являются основными учителями по развитию у него речи.
4. Самой естественной и эффективной формой обучения является игра.
Оптимальные условия для развития умения слышать
У ребенка с КИ
1. Процессор КИ хорошо работает и ребенок его постоянно носит.
2. Процессор КИ правильно настроен.
3. Созданы хорошие звуки для восприятия звуков.
4. Есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки.
5. Созданы условия для развития навыков общения в разных ситуациях (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей).
6. У ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться.
7. В процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.
Какое детское учреждение должен посещать ребенок с КИ
Тип учреждения определяется:
-возрастом ребенка;
-уровнем речевого, слухового, психического развития;
-наличием различных детских учреждением в районе проживания;
-степенью участия родителей ребенка в его реабилитации.
Помочь родителям решить, какое учреждение лучше подходит их ребенку, могут специалисты центра КИ. Для каждого ребенка этот вопрос должен решаться индивидуально с учетом указанных обстоятельств. При этом главное, надо понимать, что всем детям с КИ необходимо находиться в речевой среде, но не менее важно - обеспечить возможность ежедневных специальных занятий с ребенком по развитию слуха и речи с сурдопедагогом.