Практическое занятие № 6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ




Поэтика романа «Джейн Эйр» (1847):

 

1. Краткий обзор творчества сестер Бронте.

2. Идеалы свободы и независимости в характере главной героини. Независимая женщина в романе – кто она?

3. Способы раскрытия образов героев. К какой поэтике вы бы их отнесли – романтической или реалистической? Почему?

4. Отношения Джейн с мистером Рочестером.

5. Рочестер как романтический, байронический герой: способы раскрытия этого образа.

6. Приметы готического романа в «Джейн Эйр».

Литература:

1. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте: очерк жизни и творчества / М. Тугушева. - М.: Художественная лит., 1982. - 191 с.

2. Вульф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал» // https://royallib.ru/book/vulf_virdginiya/dgeyn_eyr_i_g..

3. Гражданская З. Роман Шарлотты Бронте "Джен Эйр" // Джен Эйр: роман / Ш. Бронте. – Красноярск, 1992. - С. 5-11; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.ru/INOOLD/BRONTE/janeair.txt (29.11.2013).

4. Образ женщины в романе Бронте "Джейн Эйр" и его последующие интерпретации в мировой литературе [Электронный ресурс] // LiVEJORNAL: [сайт]. – 2007. – URL: https://kuzn-eroshenko.livejournal.com/1467.html (29.11.2013).

5. Соколова Е.А. Эволюция женских романтических образов в творчестве Шарлоты Бронте // Учен.зап. Шадрин.гос. пед. ин-та. - 2006. - Вып. 10. - C. 25-44. - Библиогр.: c. 44-45.

6. Соколова Н.И. Романы Шарлоты Бронте: (пробл. личности) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – М., 1988. – С. 86–96.

7. Соколова Н.И. Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве:автореф. дис. … канд. филол. наук / Соколова Н.И.; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М., 1990. - 16 с.

8. Шайтанов И. "Джен Эйр" - роман классической эпохи // Джен Эйр: роман / Ш. Бронте. – Улан-Удэ, 1994. - С. 490-493.

9. Гениева Е. Неукротимый дух // Джен Эйр: роман. Стихотворения / Ш. Бронте. - М., 1990. – С. 5-14.

10. Тугушева М. Ужель та самая Джейн Эйр?: [к столетию романа Ш. Бронте "Джен Эйр»] // Лит.газ. - 1997. - № 45. - С. 13

11. Соколова Е.А. Архетип злодея в романе Шарлотты Бронте "Джен Эйр" // Архетип:культурол. альманах 1996. - Шадринск, 1996. - С. 59-62.

 

 

Практическое занятие № 6

Художественное своеобразие сборника Г. Гейне ”Книга песен”

 

1. Философско-эстетические искания Г. Гейне и немецкий литературный процесс 1840-50-х гг.

2. Время появления сборника «Книга песен». Тематическое и поэтическое своеобразие 4-х его частей.

РАБОТА ПО ПОДГРУППАМ: студенты делятся на 4 подгруппы. Каждая подгруппа исследует определенный цикл «Книги песен». Необходимо обратить внимание на настроение стихотворений в сборнике, тематику и проблематику, сочетание романтического и реалистического (в определенных стихотворениях):

«Юношеские страдания»

«Лирическое интермеццо»

«Возвращение на родину»

«Северное море»

 

План анализа отдельного стихотворения:

1. Поэтика названия сборника. История его создания.

2. Тематика произведения. Изобразительно-выразительные средства и их роль. Каковы образы в стихотворении – романтические или реалистические?

3. Место стихотворения в цикле «Книги песен» и в самом сборнике соответственно.

4. Кто перевел стихотворение на русский язык? Есть ли другие варианты перевода данного поэтического текста на русский язык?

Литература:

1. Гиждеу, С.П. Лирика Генриха Гейне / С.П. Гиждеу. – М., 1983.

2. Дейч, А.Л. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне / А.Л. Дейч. – М., 1980.

3. Пронин, В.А. «Стихи, достойные запрета…». Судьба поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка» / В.А. Пронин. – М., 1986.

4. Дежуров, А.С. «Книга песен» Генриха Гейне / А.С. Дежуров // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. – М., 2002. – С. 104-122.

 

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Социально-исторические и эстетические предпосылки становления реализма. Основные этапы его развития, история термина и понятия реализм.

2. Реализм как метод. Принципы изображения действительности и типизации в реализме. Реализм и романтизм.

3. Время появления и периодизация французского реализма, его специфика. Основные представители.

4. Статьи Ф.Стендаля как первые реалистические манифесты.

5. Романтические герои и реалистические обстоятельства в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини».

6.Смысл названия и система образов романа Ф. Стендаля «Красное и черное». Развитие характера Жюльена Сореля под влиянием внешних обстоятельств.

7. «Пармская обитель» Ф. Стендаля: проблема героя и жанра (роман – обозрение, политический роман). Автор и его герои: Фабрицио, Джина, ФеррантеПалла.

8. Эстетика П. Мериме и периодизация его творчества. Проблематика, система образов и композиция романа «Хроники времен Карла IX».

9. Экзотические новеллы П. Мериме. Анализ новеллы «Кармен».

10. Психологические новеллы П. Мериме: хронотоп, характеры. Анализ 1 новеллы (на выбор).

12. О. Бальзак как явление мировой литературы. Системность и историзм в эстетике и поэтике писателя. Концепция общества как целостного организма. Предисловие к «Человеческой комедии» как эстетический манифест реализма XIX века.

13. Повесть «Гобсек» О. Бальзака. Особенности композиции. Образ главного героя, структура романа.

14. «Отец Горио» О. Бальзака. Проблема молодого героя, структура романа. Шекспировская тема в романе.

15.«Шагреневая кожа» О. Бальзака как философский роман.

16. Г. Флобер. Особенности творческого развития и характер эстетики писателя. Образ мадам Бовари из одноименного романа Флобера.

17. Композиционные и жанровые особенности романа «Госпожа Бовари» Г. Флобера. Образ Шарля Бовари. «Провинциальные нравы» в романе.

18. «Простая душа» Г. Флобера – иронический итог размышлений писателя о человеке и его призвании.

19. Английская литература 30-70 –х годов XIX в. Особенности социально-политического развития и литературный процесс 30-70–х годов XIX в. Понятия «викторианства» и «викторианского романа».

20. Общая оценка и периодизация творчества Ч. Диккенса. Роман «Оливер Твист». История создания, проблематика романа.

21.Особенности структуры и «вечные образы» в «Посмертных записках Пиквикского клуба» Ч. Диккенса. Сатира и юмор в романе как «комическом эпосе».

22. Роман Ч. Диккенса «Домби и сын»: композиция, конфликт, проблема воспитания, система образов.

23. Эстетические и литературно-теоретические взгляды У.М. Теккерея (1811-1863). Творчество 1840-х годов. Характеристика «Книги снобов» (1847).

24. Роман «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея: композиция, жанр, система образов, роль автора и Кукольника.

25. Драматургия романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» и особенности его композиционно-повествовательного строения: диалог и несобственно- прямая речь, психологизм и авторские описания.

26. Социальные конфликты, романтическое и реалистическое начала в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».

27. Конфликт личности и общества и его «женский» аспект в европейских романах 2 половины XIX века (писатели и произведения на выбор); социальное и психологическое в жанре романа.

32. Литературное развитие США после 1848 г. Особенности литературной ситуации. Вклад позднего романтизма в развитие эстетики реализма. Аболиционизм и художественные открытия Г. Бичер-Стоу.

33. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Основные проблемы, система образов в романе.

34. Проблема творческого метода У. Уитмена: романтическое, социально-аналитическое и критическое, обобщающее и символическое в его творчестве. Особенности поэтических принципов У. Уитмена (на примере 3-4 стихотворений поэта).

35. Сборник У. Уитмена «Листья травы». Концепция человека. Человек – Природа – Космос. Синтез реализма и романтизма.

36. Г. Гейне. Политические мотивы в лирике 1840-х годов. Стихи последних лет. «Романсеро» - ирония и жизнеутверждающие мотивы.

37. Политические и эстетические взгляды Ш. Бодлера. Сборник «Цветы зла»: смысл названия, композиция, тематика циклов.Человек и мир в лирике поэта. Бодлер в России.

38. Поэзия А. Рембо. Анализ 1-2 стихотворений на выбор.

40. Город как воплощение буржуазной цивилизации (Париж в романах Бальзака, Лондон у Диккенса) – на выбор.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: