Очень распространено было эпидейктическое красноречие на Руси, где оно развивалось с XI—XIIвв., опираясь на многовековую традицию красноречия античного.




Традиции произнесения эпидейктических речей на Руси складываются из памятников красноречия дидактического и памятников красноречия торжественного.

Дидактическое (учительское) красноречие носило практический характер. Это разного рода «поучения» или «беседы». Вспомним «Поучение Владимира Мономаха». Эти речи писались (на Руси было принято писать речи) простым, общедоступным языком, без каких-либоособых риторических украшений.

Красноречие эпидейктическое, или торжественное, требовало от пишущего глубины содержания, знаний, общей культуры. Произведения такого рода на Руси назывались «слово»: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве» и др. Составлялось «слово» в строгом соответствии с правилами и традициями, установленными многовековым опытом византийского и античного красноречия. Этот жанр требовал особого мастерства и тщательной работы. Глубина содержания, большое литературное мастерство: эффектное построение речи, умение настроить читателя и слушателя на торжественный лад, определенная витиеватость речи — все это черты торжественного красноречия на Руси. Широко использовались такие средства выразительности, как: обращение к читателю или слушателю, риторические вопросы, восклицания, метафоры, антитеза и повтор.

Вступление

Вступление – это первая, вводная часть публичного выступления. Основные цели вступления следующие:

•вызвать интерес;

•овладеть вниманием аудитории;

•установить взаимопонимание и доверие;

•подготовить аудиторию к восприятию речи

Вступление должно быть небольшим по объему. Обычно оно составляет 1/8 от всего времени выступления.

Формы вступления могут быть различны. Приведем несколько примеров:

1.Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи. Моя речь посвящена….» или «Я хочу произнести речь и похвалить в ней…..»

2.Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей.

3.Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы.

4.Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов.

5.Задается риторический вопрос (т.е. вопрос, не требующий ответа).

6.Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: “О времена! О нравы!”.

7.Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи.

8.Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории.

9.Иногда для привлечения внимания используют “шоковую” технику, т.е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы “от противного”

 

Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный оратор, что вряд ли Вы сможете сказать о чем-то новом или интересном.

Основная часть

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства. Типичные цели основной части выступления:

•сообщить информацию;

•обосновать свою точку зрения;

•убедить аудиторию;

•побудить слушателей к конкретным действиям.

Самые частые ошибки, допускаемые в основной части:

1) выход за пределы рассматриваемого вопроса (“вокруг да около”, но не по делу);

2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов;

3) перескакивание с одного вопроса на другой;

4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).

Приведем несколько примеров:

1.Оратор сообщает, какие качества и почему можно похвалить (он намерен похвалить) в предмете Вашей речи. «Я хочу похвалить в ….., потому что…(обосновать свою точку зрения)

3. Заключение

Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи). Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно “закруглить” речь.

Перечислим основные цели заключения:

•Суммировать сказанное, сделать выводы; ◦усилить интерес к предмету речи; «Таким образом, ….»

· Заключение может содержать призыв к какому-то действию «Цените….»или «Используйте в своей жизни…»

· В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: