Рабочая программа дисциплины
Конституционное право
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) гражданско-правовая, уголовно-правовая
Присваиваемая степень Бакалавр
Форма обучения заочная
для групп КЮЗС -201-206
Костанай, 2017 г.
Рабочая программа дисциплины согласована:
Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Протокол № 1 от «21» сентября 2017 г.
Председатель УМС ______________ Н.А. Нализко
Начальник отдела службы качества _______________ З.А. Альжанова
Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой права
Протокол № 2 от «12» сентября 2017 г.
Заведующий кафедрой _______________ П.В. Волошин
Рабочая программа дисциплины составлена Атжановой Ж.С., к.ю.н., профессором кафедры права _____________
в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» декабря 2016 г. № 1511
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «1» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины: Конституционное право является ведущей и одной из самых динамично развивающихся отраслей права Российской Федерации. Содержание этой отрасли, ее внутренняя структура в последние годы претерпели серьезные изменения, обусловленные коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране. Современное конституционное право закрепляет и регулирует весь комплекс основополагающих общественных отношений, связанных с определением взаимоотношений государства со своими гражданами, организацией государственной власти и принципами демократии, государственным устройством Российской Федерации и взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, системой органов государственной власти и местного самоуправления
1.1.2 Цели дисциплины:
Обучающая цель - выработка у студентов комплексной системы знаний о правовом механизме регулирования конституционно-правовых отношений, изучение конституционного законодательства и правоприменительной практики;
Развивающая цель - выработка умения осуществлять анализ правовых явлений в конституционных процессах, освоение методик правильного применения конституционно-правовых актов в конкретных ситуациях;
Воспитательная цель - воспитать интерес к изучаемой дисциплине.
1.1.3 Задачи дисциплины:
Анализ предмета, методов, источников, системы конституционного права, особенностей конституционно-правовых норм и отношений, места конституционного прав в правовой системе России;
Изучение конституционно-правового статуса личности, механизма его реализации и защиты;
Характеристика федеративных отношений, существующих автономий, административно-территориального деления;
Изучение основ конституционного строя и проблем современного российского конституционализма;
Систематизированное изучение органов государственной власти, из функций, процедур образования и взаимодействия в системе;
Определение роли местного самоуправления в механизме реализации публичной власти и при взаимодействии с органами государственной власти РФ
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП: в структуре образовательной программы учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части (Б 1. Б. 10).
1.2.1 Пререквизиты: при изучении данной дисциплины студент должен обладать исходными знаниями в области права и элементарными навыками его применения. Исходные знания заключаются в понимании права, представлении о правовой системе и механизме действия права. Элементарные навыки должны включать: поиск информации, толкование закона, формулирование правовых позиций на основе изученного материала.
Для изучения дисциплины «Конституционное право» необходимы знания, умения и навыки по таким дисциплинам, как: теория государства и права, история государства и права России.
1.2.2 Постреквизиты: дисциплина позволяет овладеть знаниями, которые необходимы для формирования содержания и механизма правовой политики государства в сфере конституционного строительства; соблюдения законности в сфере применения норм конституционного права, умения обеспечивать соблюдение действующего законодательства.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, позволяют студенту в дальнейшем изучать профессиональные дисциплины: конституционное право зарубежных стран, конституционное право РК, муниципальное право, гражданское право, административное право и т.д.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений. Уметь: применять нормы конституционного права к конкретным жизненным ситуациям. Владеть: базовыми понятиями конституционного права |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений. Уметь: оценивать действия субъектов конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и полномочий. Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества. |
ОПК-1 | способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений. Уметь: разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Владеть: навыками работы с нормативными актами. |
ОПК-3 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений. Уметь: принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: базовыми понятиями конституционного права. |
ОПК-5 | способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно- правовых отношений. Уметь: принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: базовыми понятиями конституционного права. |
ПК-2 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений Уметь: принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: навыками работы с нормативными актами |
ПК-4 | способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений Уметь: принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: юридической терминологией |
1.4 Образовательные технологии: в ходе реализации программы учебной дисциплины «Конституционное право» наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий активно используются такие образовательные технологии, как: Технология поддерживающего обучения (метод - объяснительно-иллюстративное обучение), Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов (метод – деловая игра, дискуссия, семинар-беседа), Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (метод - работа в малых группах).
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
в том числе самостоятельная работа студента: | |
Работа с лекционным материалом | |
Подготовка к практическим занятиям | |
Выполнение заданий | |
Контроль | |
Вид промежуточной аттестации | экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
ЛЗ | ПЗ | СРС | ||
Президент Российской Федерации | - | |||
Федеральное Собрание – парламент России | ||||
Конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти | - | |||
Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации | - | |||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | - | |||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | - | |||
Всего часов |
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п | Тема ЛЗ | Формируемые компетенции | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Метод | Формы контроля |
Тема 1 Президент Российской Федерации | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Президент Российской Федерации -глава государства. 2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации. 3. Функции и полномочия Президента Российской Федерации. 4. Правовые акты Президента Российской Федерации: понятие, виды, система. 5. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации | Объяснительно-иллюстративное обучение | Конспект лекций | |||
Тема 2 Федеральное Собрание Российской Федерации | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Федеральное Собрание Российской Федерации - высший представительный и законодательный орган государственной власти. 2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и роспуска, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 4. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. | Объяснительно-иллюстративное обучение | Конспект лекций | |||
Всего |
Темы практических занятий
№ п/п | Тема ПЗ | Формируемые компетенции | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Метод | Формы контроля |
Тема 2. Федеральное Собрание – парламент России | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Федеральное Собрание Российской Федерации - высший законодательный (представительный) орган государственной власти. 2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и роспуска, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 4. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. | Групповое обучение | Устный ответ Письменная самостоятельная работа на практическом занятии | |||
Тема 3. Конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Понятие исполнительной власти и ее место в системе разделения властей в Российской Федерации. 2. Система федеральных органов исполнительной власти. 3. Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования, организация деятельности. 4. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. 5. Основания и порядок сложения полномочий отставки Правительства Российской Федерации. | Групповое обучение | Устный ответ Письменная самостоятельная работа на практическом занятии | |||
Тема 4. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации. 2. Судебная система Российской Федерации: конституционно-правовые основы. 3. Конституционные принципы правосудия. 4. Судебная власть в субъектах Российской Федерации. 5. Система органов прокуратуры в Российской Федерации | Групповое обучение | Устный ответ Письменная самостоятельная работа на практическом занятии | |||
Тема 5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Понятие и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, виды, основные полномочия. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: понятие и виды. 4. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. 5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, порядок формирования, полномочия. | Групповое обучение | Устный ответ Письменная самостоятельная работа на практическом занятии | |||
Тема 6. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | ОК-5, ОК-7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 ПК-2, ПК-4 | 1. Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации. 2.Компетенция местного самоуправления. 3. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления и участие в его осуществлении. 4. Органы и должностные лица местного самоуправления: общая характеристика. 5. Экономическая основа местного самоуправления 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления | Разбор конкретных ситуаций | Устный ответ Письменная самостоятельная работа на практическом занятии | |||
Итого |
Темы лабораторных работ
№ п/п | Тема ЛР | Содержание ЛР | Кол-во часов | Кол-во баллов |
Не предусмотрено | ||||
Итого |