ЦЕЛЬНОСТЬ И НЕДЕЛИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ




 

Соблюдение принципа равновесия само по себе еще не обеспечивает получения художественно выразительного снимка. Являясь одним из при- емов композиционного решения кадра, равновесие может быть положено в основу построения снимка; но предполагается, что снимок в то же вре- мя представляет собой неделиму ю и целостну ю картину, гд е все части взаимосвязаны, где нет линий, делящих кадр на две или не- сколько самостоятельных частей.

Легче всего снимок распадается на отдельные части в том случае, когда в изображении имеются ясные и четкие линии, идущие параллельно рамкам кадра (вертикальные или горизонтальные), уже сами по себе рас- секающие кадр. Такой линией на фото 16 является линия горизонта, про- ходящая точно посредине кадра; она делит кадр пополам и нарушает един- ство композиции и собранность снимка.

В фото 55 также имеется линия горизонта, но она не делит кадра. Это происходит потому, что линия горизонта смещена вниз и это лишает ее такого активного изобразительного значения, какое она имеет в фото 16. Кроме того, тон неба и тон земли на фото 55 имеют приблизительно одина- ковую светлоту и не контрастируют друг с другом. Имеет также значение и то, что линия горизонта здесь оптически нерезка и пересекается в не- скольких местах вертикальными и наклонными линиями, что нарушает ее четкость. В результате фото 55 уже не распадается на две самостоятель- ные части — верх и низ — и воспринимается как целостная картина.

Сказанное относится не только к четким горизонтальным линиям в кадре, но также и к вертикалям.

Вертикальные линии, особенно если они совпадают с главной верти- кальной осью картины, также легко делят изображение и лишают снимок композиционного единства (фото 56). Поэтому не рекомендуется оставлять вертикальные линии в центре кадра. При смещении их в сторону они, как линия горизонта, начинают терять свое активное значение в композиции.

Вывод: мест о ч е т к и х г о р и з о н т а л ь н ы х и верти - к а л ь н ы х л и н и й в к а д р е д о л ж н о быт ь пр и съем - ке н а й д е н о о ч е н ь точно. Эти линии, как правило, не должны совпадать с вертикальной или горизонтальной осью картины. Тона снимка по обе стороны этих линий должны быть близкими, не контрастирующими друг с другом. Излишняя четкость этих линий теряется, если они пере- секаются другими линиями, идущими в иных направлениях.

При нарушении этих основных правил композиции снимок теряет свою цельность, распадается на отдельные, не объединенные между собой части.

Цельность и неделимость снимка во многом зависят от того, насколько точно при съемке установлена рамка кадра (видоискателя, матового стекла) и насколько осмысленно выбран формат и обрез снимка при печати. Если границы кадра случайны и установлены непродуманно, по краям кадра


 

Фото 55. Гаршне к (студент ВГИК). Пейзаж

 

 

могут образоваться свободные, незаполненные пространства, а потому и ненужные в снимке, легко, без всякого ущерба для конечного изобрази- тельного результата исключающиеся из композиции.

На фото 57 границы кадра ничем не обусловлены. Левая его часть, на- пример, ничего существенного в себе не содержит, и потому левая граница кадра легко может быть передвинута вправо до положения / — 1. Точно так же и верхняя граница без труда смещается вниз до тех пор, пока ее дальнейшее смещение не останавливается одним из элементов композиции верхушкой дерева (положение 22). Могут быть передвинуты и правая граница кадра и нижняя его граница, так как и они выбраны случайно и ни на что не опираются. При смещении левой и верхней границ кадра в положение / —/ и 22 снимок даже выглядит более законченным по ком- позиции, чем предложенный первый вариант. Следовательно, композиция первого варианта лишена цельности и делится линиями / —/ и 22.


 

Фото 56. Четкая вертикальная линия делит кадр пополам

 

 

Фото 57. Границы кадра ничем не обусловлены

 

 

Фото 58. Кадр распадается на несколько

самостоятельных частей

 


 

Фото 59. Д. Ш о л о м о в и ч. Парашютисты

 

 

Необходимо обратить внимание на тот факт, что границы кадра легко передвигаются лишь до известных пределов, а именно до тех пор, пока они не приходят в соприкосновение с конкретными композиционными эле- ментами, которые важны для изобразительного решения снимка. Этот спо- соб выбора границ кадра широко распространен в практике фотосъемки (хотя, конечно, не является единственно возможным), и мы можем сделать вывод, что г р а н и ц ы о б р е з а и з о б р а ж е н и я (рамка кадра, формат снимка) в ы б и р а ю т с я н е п р о и з в о л ь н о, н о очер - ч и в а ю т н е о б х о д и м о е п о с м ы с л у с н и м к а п р о с т - р а н с т в о и о б у с л о в л и в а ю т с я л и н е й н ы м и о ч е р т а - н и я м и в ы б р а н н о г о д л я с ъ е м к и о б ъ е к т а и л и сю - ж е т а.

Понятно, следовательно, что границы кадра следует выбирать именно п р и с ъ е м к е, а при печати снимка — лишь уточнять их. Очевидно также, что во многих случаях (здесь есть и исключения) границы кадра должны иметь изобразительные опорные точки, которые не позволяют сме-


 

щать эти границы в иное положение без ущерба для целостности и закон- ченности фотографического снимка.

Мы говорим сейчас об элементарных правилах композиции, которые необходимо изучить фотолюбителю в начале его творческого пути. Вообще же композиционные приемы крайне разнообразны, а фотографическая кар- тина может иметь множество различных изобразительных решений. Встре- чаются в практике фотографии и разомкнутые композиции, где границы кадра как будто бы и не имеют опор, рассекают фигуры и предметы, остав- ляя в поле зрения только часть их. Но с этими творческими приемами по- строения фотоснимка мы встретимся позднее.

Но не только четко видимые или осевые линии приводят к распадению кадра на отдельные части и не только непродуманно выбранные границы изображения лишают снимок единства и цельности.— само распределение в картине изображаемого материала должно предопределять ее завершен- ность и уравновешенность композиции.

При рассматривании фото 58 сразу становится ясным, что кадр здесь композиционно незавершен. Но что именно является главным недостатком этой композиции? Ответ на этот вопрос дает следующий простейший способ анализа снимка. Возьмем два угольника, вырезанных из картона, и по- пробуем с их помощью выделить из снимка более точные по композиции кадры, чем первый, основной вариант. Оказывается, что сделать это не трудно, снимок легко распадается на несколько самостоятельных частей. Может быть, например, выделен кадр / или 2, причем эти варианты компози- ции значительно более точны, границы их устойчивы и имеют изобрази- тельные опоры.

Но если снимок так легко делится на части, если легко возникают дру- гие варианты композиции, можно сделать безошибочный вывод, что он слу- чаен, не был хорошо скомпонован при съемке и печати, что отдельные эле- менты композиции в смысловом и изобразительном отношении недостаточно связаны между собой.

Рассмотрим теперь фото 59. Композиция этого кадра выглядит закон- ченной и гармоничной, и если мы попытаемся проделать над ним один из предыдущих опытов, попробуем, например, передвинуть границы кадра или расчленить его на отдельные части, то увидим, что это нам не удается.

При кадрировании снимок ухудшается, теряет свою законченность как в смысловом, так и в изобразительном отношении.

Это происходит потому, что при съемке и печати были хорошо проду- маны размещение в кадре всех его элементов, их взаимосвязь и конечная композиция картины. И поскольку каждая деталь композиции имеет свое место в кадре, поскольку определено ее соотношение с другими элементами, мы не можем найти здесь линий, делящих изображение на самостоятельные части.


Т а к и м образом, ц е л ь н о с т ь и н е д е л и м о с т ь к о м п о - з и ц и и п р е д п о л а г а ю т н а х о ж д е н и е п р и с ъ е м к е и п е ч а т и т о ч н о г о м е с т а в к а д р е д л я к а ж д о г о е г о э л е м е н т а и у с т а н о в л е н и е н е о б х о д и м о й в з а и м о - с в я з и м е ж д у э т и м и э л е м е н т а м и.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: