Гр. ЭН-2-615
МДК.04.02 Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения
27.11.2020
Преподаватель Максимова Т.С
ЛЕКЦИЯ 4
Тема № 4. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства
Содержание лекции
1. Требования ПТЭ к элементам железнодорожного пути.
2. План и профиль пути.
3. Ширина земляного полотна поверху.
4. Ширина колеи.
5. Содержание рельсовых нитей на прямых и кривых участках пути.
6. Рельсы и стрелочные переводы.
7. Путевые и сигнальные знаки.
Требования ПТЭ к элементам железнодорожного пути
При технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
План и профиль пути
Трасса пути - пространственное положение продольной оси пути, проходящей на уровне бровок земляного полотна.
План пути - проекция трассы на горизонтальную плоскость. Элементы плана - прямые и кривые.
Продольный профиль пути - вертикальный разрез по оси пути. Элементы продольного профиля - площадки и уклоны.
Крутизна уклона
Ширина земляного полотна
Ширина земляного полотна поверху на прямых участках ж.д. пути общего и необщего пользования должна соответствовать верхнему строению ж.д. пути. На существующих ж.д. линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна
а однопутных ж.д. линиях - не менее 5,5м,
двухпутных - не менее 9,6м,
а в скальных и дренирующих грунтах –
на однопутных ж.д. линиях - не менее 5,0м,
двухпутных - не менее 9,1м.
Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4м с каждой стороны ж.д. пути.
Ширина колеи
Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках железнодорожного пути и
на кривых радиусом 350м и более - 1520мм.
Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:
при радиусе от 349 до 300м - 1530мм;
при радиусе от 299м и менее - 1535мм.
На железнодорожных путях общего пользования, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, до их реконструкции допускается на прямых и кривых участках железнодорожного пути, радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи -1524мм.
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути, не должны превышать по сужению - 4мм, по уширению - 8мм.
Ширина колеи менее 1512мм и более 1548мм не допускается. Ширина колеи бесстыкового железнодорожного пути на железобетонных шпалах, уложенных до 1996 года, разрешается не менее 1510мм и не более 1548мм.
Содержание рельсовых нитей на прямых
И кривых участках пути
Верх головок рельсов обеих нитей ж.д. пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках ж.д. пути содержать одну рельсовую нить на 6мм выше другой в соответствии с требованиями норм и правил.
Владельцем инфраструктуры, владельцем ж.д. путей необщего пользования на кривых участках ж.д. пути, в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения устанавливается возвышение наружной рельсовой нити.
Величины допускаемых отклонений в уровне расположения рельсовых нитей на прямых и кривых участках пути устанавливаются нормами и правилами.
Рельсы и стрелочные переводы
Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего (необщего) пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов).
Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами.
Типы рельсов:
Р50, Р65, Р75.
Обыкновенный стрелочный перевод
Марка (перевода) крестовины - отношение ширины сердечника в хвосте крестовины к длине сердечника до математического центра (тангенс угла крестовины).
Стрелочные переводы на ж.д. путях общего пользования должны иметь крестовины следующих марок:
на главных и приемо-отправочных ж.д.путях, по которым происходит движение пассажирских поездов, - не круче 1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, - не круче J/9;
стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовины марки 1/9. Допускается отклонение движения пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки 1/9, если замена таких переводов на марку 1/11 вызывает переустройство стрелочных горловин, осуществить которое в данное время не представляется возможным;
на приемо-отправочных ж.д. путях грузового движения - не круче 1/9, симметричных крестовин - не круче 1/6;
на прочих ж.д. путях - не круче 1/8, симметричных крестовин - не круче 1/4,5.
Неисправности стрелочных переводов, при которых не допускается их эксплуатация:
1) разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
2) отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4мм и более, измеряемое против первой тяги;
3) выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня и во всех случаях при выкрашивании длиной на главных путях - 200мм и более, на приемо-отправочных путях - 300мм и более и прочих станционных путях 400мм и более;
4) понижение остряка против рамного рельса на 2мм и более, измеренного в сечении остряка поверху 50мм и более;
5) расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472мм;
6) расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435мм;
7) излом остряка или рамного рельса;
8) излом крестовины (сердечника, усовика) или контррельса;
9) разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.