Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат VIII вида
_________________________________________________________________
Адрес: 140104, МО, г. Раменское, пос. Красный Октябрь, дом 1
телефон/факс: /8-496-46/ 3-36-19
Е-Маil: dobro@aviel.ru
Утверждаю |
Директор школы-интерната |
___________ Белозерова Л.В. |
«01» сентября 2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
Класс
Составитель программы:
учитель музыки и пения
Баширова Н.Ю.
г.Раменское
2016-2017 уч. г.
Содержание
№ | Стр. | |
1. | Пояснительная записка | |
2. | Содержание программы «Музыка и пение» 5 класс. | |
3. | Требования к результатам обучения учащихся 5 класса | |
4. | Календарно-тематическое планирование | |
5. | Список литературы |
Пояснительная записка.
Данная программа «Музыка и пение» для 5 классов специального (коррекционного) уровня разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.
Программа «Музыка и пение» И.В.Евтушенко используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
· Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
· Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
· Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
· Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.
· Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи:
1. Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке.
2. Развитие музыкального мышления.
3. Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,
4. Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании.
Основные содержательные линии:
· обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
· усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
· овладение способами музыкальной деятельности;
· обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
· коррекционная направленность обучения;
· оптимистическая перспектива образования;
· индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
· комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· метод эмоциональной драматургии;
· метод интонационно-стилевого постижения музыки;
· метод художественного контекста;
· метод создания «композиций»;
· метод перспективы и ретроспективы.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.
Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература.
Основные виды контроля:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программ «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Содержание программы «Музыка и пение» 5 класс:
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — реу Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Примерный музыкальный материал для пения в 5 классе:
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.
«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.
«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.
«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.
«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.
«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.
«Калинка» — русская народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.
«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го
класса. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: дети могут слушать произведение; беседовать о характере, особенностях формы произведения; пропевать главную тему инструментального произведения
голосом; выполнять индивидуальные задания творческого характера рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения,
рассказы о музыке; исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль
ных инструментах; включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных си
туаций.
Музыкальные произведения для слушания:
Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена«Пер Гюнт».
И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Данная программа предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации учащихся в обществе.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Требования к результатам обучения учащихся 5 класса:
знать и понимать:
- наизусть 8-10 песен;
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыке;
- основные формы музыки;
- названия и виды инструментов;
- имена композиторов и известных исполнителей.
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выразительно исполнять соло и хором;
- распознавать на слух песню, танец, марш;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
-определять свое отношение к музыкальным явлениям.
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
· Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
· Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
· Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
· Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
· Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
· Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
· Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
· Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
· Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
по музыке и пению 5 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Планируем-ая дата проведения | Скорректиро-ванная дата проведения | |
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе | Закрепление: - певческой установки, правильного дыхания во время пения; - песен, разученных в 4 классе, - муз. произведений, прослушанных в 4 классе | 05,09 07,09 | А | Б | |
Национальный фольклор | Главные признаки русской музыки «Вниз по матушке по Волге» - рус. нар. песня - слушание «Моя Россия» м. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание | 12,09 14,09 | |||
Характерные особенности русской песни | Интонационное своеобразие народной музыки -распевность на нескольких звуках одного слога М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» -слушание «Моя Россия» - исполнение | 19,09 21,09 | |||
Многожанровость русской песни - былины | Былины – песни о подвигах богатырей «Ермак» р.н. п. – слушание «Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. - разучивание | 26,09 28,09 | |||
Календарные обрядовые песни, частушки | Исполнение колядок «Виноград в саду цветет» - слушание (свадебная обрядовая), частушки – исполнение «Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение без сопровождения | 03,10 05,10 | |||
Связь музыки с жизнью людей | «Калинка» - р. н. п., «Во кузнице» - р. н. п., «Уж, вы, мои ветры» - р. н. п. – слушание «Расти, колосок» м. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского разучивание | 10,10 12,10 | |||
Роль музыки в труде людей | «Во кузнице» - р. н. п., «Дуня – тонкопряха» - слушание «Расти, колосок» - выразительное исполнение «Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение в рус. нар. игре «Ручеек» | 17,10 19,10 | |||
Роль музыки в отдыхе людей | «Тонкая рябина» р. н. п., «Светит месяц» - слушание «Из чего наш мир состоит?»» м. С.Савельева, сл. М. Танича - разучивание«Расти, колосок» - исполнение | 24,10 26,10 | |||
Обобщение темы «Русская народная музыка» | Кроссворд по пройденной теме | 07,11 09,11 | |||
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота | Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана, нот; «Из чего наш мир состоит?»» - исполнение | 14,11 16,11 | |||
Звук, звукоряд | Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в тетради; Л. Бетховен «К Элизе» - слушание «Наш учитель самый лучший» м. Хромушина, сл. Садовского – разучивание «Из чего наш мир состоит?» - выразительное исполнение | 21,11 23,11 | |||
Пауза (длинная, короткая) | Понятие «пауза», графическая запись в тетради; «Наш учитель самый лучший» - исполнение | 28,11 30,11 | |||
Развитие навыка концертного исполнения | Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному | 05,12 07,12 | |||
Развитие уверенности в своих силах, общительности | Муз. игра «На концерте» «Сурок» Л. Бетховен – слушание «Зарядка» м. Д. Слонова, сл.З. Петровой - разучивание «Наш учитель самый лучший» - исполнение | 12,12 14,12 | |||
Совершенствование навыков певческого дыхания | Вокально – хоровые упражнения на развитие певческого дыхания; «Зарядка» - исполнении с движениями | 19,12 21,12 | |||
Повторение репертуара за четверть | Музыкальная викторина | 26,12 28,12 | |||
Ознакомление с условной записью длительностей | Долгий звук — целая нота, половинный звук — половина звука (графическая запись); «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения | 09,01 11,01 | |||
Длительности нот | Графическая запись длительностей - четвертная нота, восьмая нота. «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения | 16,01 18,01 | |||
Закрепление интереса к музыке различного характера | «Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание «Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание | 23,01 25,01 | |||
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов | Игра на знакомых русских народных инструментах под аккомпанемент фортепиано (ударно - шумовые); «Прекрасное далеко» - исполнение | 30,01 01,02 | |||
Народный инструмент – домра | Знакомство с народным инструментом – домрой (рассказ о домре, прослушивание звучания в записи); «Большой хоровод» м.Б. Савельева, сл.Л. Жигалкиной и А. Хайта – разучивание «Прекрасное далеко» - исполнение легким, подвижным звуком | 06,02 08,02 | |||
Народный инструмент - мандолина | Знакомство с народным инструментом – мандолиной (рассказ о мандолине, прослушивание звучания в записи); «Большой хоровод» - работа над мелодией песни | 13,02 15,02 | |||
Народный инструмент – свирель | Знакомство с народным инструментом – свирелью (рассказ о свирели, прослушивание звучания в записи); «Слон и скрипочка» м. Е.Устиновой, сл. В. Татаринова – разучивание «Большой хоровод» - выразительное исполнение | 20,02 22,02 | |||
Народный инструмент - гармонь | Знакомство с народным инструментом – гармонью (рассказ о гармони, прослушивание звучания в записи); «Слон и скрипочка» - четкое произношение слов в тексте песни | 27,02 01,03 | |||
Народный инструмент – балалайка | Знакомство с народным инструментом – бас-балалайкой (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи); «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора – разучивание«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям | 06,03 15,03 | |||
Шумовые народные инструменты | Знакомство с народным инструментом – ложки, трещетки, бубны, маракасы и д.т.д. (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи); «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора –разучивание «Слон и скрипочка» - исполнение по ролям | 13,03 22,03 | |||
Обобщающий урок по теме | Заполнение кроссворда «Оркестр народных инструментов» | 20,03 05,04 | |||
Средства музыкальной выразительности – мелодия, сопровождение | Повторение понятий: мелодия, сопровождение, различение их в муз. произведении «Дорога добра» м. М. Минникова, сл. Ю. Энтина – слушание «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора | 03,04 12,04 | |||
Длительность звуков | Повторение понятия – длительности звуков, различение их в музыке; «Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой - разучивание | 10,04 19,04 | |||
Динамика | Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки. | 17,04 26,04 | |||
Темп | Изучение термина – темп (скорость исполнения музыки), различение в муз. пьесах – вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» м.Я. Френкеля «Пестрый колпачок» - исполнение в четком ритме «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора - выразительное исполнение | 24,04 03,05 | |||
Ритм | Изучение понятия – ритм (чередование длинных и коротких звуков в музыке) «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина - разучивание «Пестрый колпачок» - исполнение | 08,05 10,05 | |||
Тембр | Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса), узнавание по тембру музыкальных инструментов. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина | 15,05 17,05 | |||
Урок-обобщение «Средства музыкальной выразительности» | Проведение теста по данной теме. Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях; «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина | 22,05 24,05 | |||
Итого уроков за год: |
Список литературы.
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2009.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2008.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,2007.
5. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 2008.
Интернет-ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.music-dic.ru
Согласовано |
Зам. директора по УВР |
__________ Акатьева Л.В. |
«» августа 2016г |
Рассмотрено на заседании МО |
Руководитель МО |
___________________________ |
Протокол № ___ от_________ |