Хранение проекционных аппаратов и уход за ними




Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15°С под матерчатыми или специальными чехлами. Их необходимо обере­гать от сырости и резких колебаний температуры. Чтобы проек­ционный аппарат всегда был готов к работе, его, особенно повер­хности оптических деталей, периодически осматривают, очищают от пыли.

Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой или струей воздуха из резиновой груши. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфи­ре, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражате­ли, стекла насадок диапроекторов. При смене оптических деталей не следует касаться их руками. Подшипники вентилятора и элект­родвигатели смазывают машинным маслом (1 -2 капли) через 30-50 рабочих часов. К современной аппаратуре нередко прикладывают­ся специальный раствор для чистки проектора, кисточка для объек­тива, не оставляющая волокон салфетка.

Для увеличения срока службы проекционных ламп рекоменду­ется пользоваться стабилизатором напряжения. Чтобы проекцион­ный аппарат не перегревался, после 1 ч непрерывной работы следу­ет его выключать на 10-15 мин.

 

Тема №4.

Телевидение и видеозапись

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

История технологии телевидения может быть разделена на две части: исто­рия исследований в области механико-электрического и чисто электрического телевидения.

Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. В основе телевидения лежит открытие фотопроводимости селена, сделан­ное Уиллоуби Смитом в 1873 году. Изобретение сканирующего диска Паулем Нипковым в 1884 году послужило толчком в развитии механического телеви­дения, которое пользовалось популярностью вплоть до 1930-х годов.

Место изобретения электронной телевизионной системы до сих пор оспа­ривается. Разные версии толкуют о Германии, а также о Великобритании, а самые смелые родиной телевидения считают Венгрию и даже Узбекистан. Рус­ские историки же считают, что оно изобретено в России, в Санкт-Петербурге, профессором Б. Л. Розингом, который в 1907 году представил первую пробную электронную систему телевидения. Однако последующее развитие и коммерче­ское внедрение телевидение получило в США, благодаря ученику Б.Л. Розинга В.К. Зворыкину.

Изобретателем цветного телевидения является О. А. Адамян.

Во второй половине ХХ-века телевидение получило широкое распростране­ние. Его роль в мире подчеркнула ООН, установив памятный день — Всемирный день телевидения.

Телевизионные приемники тоже имеют свою историю развития, причем бо­лее древнюю.

В 1879 году Уильям Крукс создал прообраз электронной трубки, устано­вив, что катодные лучи распространяются линейно, но могут отклоняться маг­нитным полем. Так же он обнаружил, что при попадании катодных лучей на некоторые вещества, последние начинают светиться.

В 1895 году немецкий физик Карл Фердинанд Браун на основе трубки Крук-са создал катодную трубку, получившую названия трубки Брауна. Луч от­клонялся магнитно только в одном измерении, второе направление разверты­валось при помощи вращающегося зеркала. Браун решил не патентовать свое изобретение, выступал со множеством публичных демонстраций и публикаций в научной печати. Трубка Брауна использовалась и совершенствовалась многи­ми учеными. В 1903 году Артур Венельт поместил в трубке цилиндрический электрод (цилиндр Венельта), позволяющий менятв интенсивность электрон­ного луча, а соответственно и яркость свечения люминофора.

В 1905 году Альберт Эйнштейн опубликовал уравнение внешнего фотоэф­фекта, открытого в 1877 году Генгихом Герцем, и исследованного Александром Григорьевичем Столетовым.

С 1902 года с трубкой Брауна работает Борис Львович Розинг. 25 июля 1907 года он подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния». Развертка луча в трубке производилась магнит­ными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) с помощью конден­сатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму. 9 мая 1911 года на за­седании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и прием их с вос­произведением на экране ЭЛТ.

Первая демонстрация непрерывного телевизионного вещания монохромных изображений проводилась Дж. Ригноуксом и А. Фурнье в Париже, в 1909 г. Они использовали в качестве сканнера вращающийся зеркальный барабан и матрицу из 64 селеновых ячеек.

В 1925 г. шотландский изобретатель Дж. Бэйрд продемонстрировал черно-белое телевидение с разрешением 30 линий по вертикали. В качестве сканнера использовался диск Нипкова. Основанная им фирма в 1930 г. осуществила пе­редачу телесигнала из Лондона в Нью-Йорк. Используя различные диски и фильтры Бэйрд демонстрировал цветное, инфракрасное и даже стереоскопиче­ское телевидение. В 1936 г. его телевидение достигло разрешающей способности в 240 строк и использовалось компанией ВВС. Однако, электромеханическое те­левидение было вытеснено полностью электронным.

В 1927 г. Ф. Фансуорт представил телевидение с использованием в качестве регистрирующего устройства диссектор. Первая демонстрация полноценного полностью электронного телевидения произвелась им в 1934 г.

В 1931 г. В. Зворыкиным был изобретен иконоскоп. Его идея была принята к исполнению сторонними фирмами. В итоге, в 1936 г. появилась телевизионная система с разрешением 405 строк. Телевизоры в промышленных масштабах начали выпускаться в 1954 г.

В Советском Союзе телевидение появилось в экспериментальном вариан­те в 1931 г. В 1938 г. началось регулярное телевизионное вещание из Москвы. В системе цветного телевидения была заимствована именно SECAM, т.к. она обеспечивает наилучшую передачу сигнала на местности со значительным ре­льефом, а также возможность использовать в качестве приемника черно-белые телевизоры.

Телевидение — передача на расстояние изображений движущихся и не­подвижных объектов с помощью радиоволн или электрических сигналов по кабельным линиям.

Для передачи изображения объекта его разлагают на от­дельные элементы. Изображение объекта, разложенное на мно­жество элементов, образует растр. Четкость воспроизводимого изображения и приближение его к оригиналу будет тем выше, чем больше элементов разложения изображе­ния можно получить в телевизионной системе. Для нашего глаза впол­не приемлемо, если изо­бражение разложено на 450—500 тыс. эле­ментов. Эти элементы обладают различной яркостью, так как по­верхность объектов по-разному отражает све­товые лучи. Следова­тельно, чтобы передать изображение объекта по телевидению, его не­обходимо превратить в электрические сигналы, интенсивность каждого из которых должна соответствовать яркости определен­ного элемента. Этот процесс осуществляется с помощью телевизионной камеры. Главная часть камеры — передающая телевизионная электронно-лучевая трубка: суперортикон, видикон или плюмбикон. Наиболее широкое распространение полу­чили трубки с внутренним фотоэффектом — видиконы

.

Устройство передающего видикона:

1- сигнальная пластина, прозрачная для световых лучей, 2 - фотопроводящая мишень, 3 - отклоняю­щая система, 4- катод, 5 - управляющий электрод,

6 - анод, 7 - второй анод, 8 - электронный луч, 9 - кольцевой металлический электрод вывод.

Изображение объекта, которое должно быть передано, про­ецируется объективом на фотопроводящую мишень 2, и в ней под действием света изменяется сопротивление различных ее участков. С помощью отклоняющей системы 3 электронный луч 8, создаваемый электронной пушкой (аноды 6, 7, катод 4, управляющий электрод 5), перемещается слева направо и свер­ху вниз, последовательно обходя все элементы мишени - в цепи трубки (сигнальная пластина 1 с выводом 9) возникают элек­трические сигналы (видеосигналы), соответствующие сопротив­лениям элементов мишени. Передача телевизионного изображе­ния по элементам называется разверткой изображения, а после­довательность передачи элементов — способом развертки. Раз­вертка бывает построчная и черезстрочная.

При построчном способе развертки электронный луч равно­мерно движется по параллельным линиям — строкам (строчная развертка). Движение луча по вертикали — кадровая разверт­ка. Число строк в кадре и число кадров в единицу времени — параметры телевизионных разверток. В соответствии с совре­менным стандартом кадр телевизионного изображения содер­жит 625 строк, частота их передачи — 25 кадр/с. Четкость изоб­ражения зависит главным образом от выбора числа строк раз­вертки.

При черезстрочной развертке телевизионного изображения сначала развертываются все нечетные строки кадра, а затем все четные. В результате такой развертки изображение переда­ется в виде двух полей с частотой, превышающей стандартную в два раза. Применение этого способа развертки уменьшает мелькание яркостей на экране телевизора

В студийных камерах широко используют передающие труб­ки с внешним фотоэффектом типа суперортикон. От видикона их отличает сложность конструкции, значительные размеры и масса.

Видеосигналы, полученные в цепи передающей трубки, по­ступают на видеоусилитель, затем смешиваются с гасящими и синхронизирующими импульсами, образуя так называемый пол­ный телевизионный сигнал, который и подводится к радиопере­датчику. Последний преобразует его в колебания сверхвысокой частоты, которые с помощью антенны излучаются в виде радио­волн.

Одновременно с передачей изображения второй передатчик передает звуковое сопровождение. Оба передатчика работают на одну общую антенну. Поэтому телевизионная передающая антенна излучает в эфир одновременно модулированные часто­ты сигнала изображения и сигнала звукового сопровождения.

В настоящее время для телевизионных передач используется ультрокоротковолновый диапазон волн. В России этот диапазон занимает полосу в пределах от 1,3 до 7,5 м, что соответствует частотам от 40,5 до 230 МГц. Частоты радиоволн, излучаемые телевизионным центром, ограничены определенными предела­ми, образуя полосу. Такая полоса частот носит название теле­визионного канала. В нашей стране выделенные для телевиде­ния полосы частот образуют 12 телевизионных каналов. В каж­дом канале изображение передается на одной частоте и зани­мает полосу в 8 МГц.

Если для передачи черно-белого изображения можно огра­ничиться только сигналами, которые несут информацию о ярко­сти элементов передаваемого изображения, то при передаче цветных изображений следует передавать и специальные сигналы цветности, несущие сведения о цветовом тоне и насыщенности цвета данного участка изображения. Для этого многоцветное изображение передаваемого объекта необходимо разложить на три одноцветных (красное, синее и зеленое). Затем преобразо­вать их в три электрических сигнала, соответствующих крас­ной, синей и зеленой составляющим изображения передаваемого объекта. В результате получается, что нужно иметь три переда­ющие телевизионные трубки. Перед каждой из них должны быть размещены цветные светофильтры, пропускающие соответствен­но красный, синий и зеленый цвета. Полученные от этих трубок три первичных сигнала используются для формирования полно­го телевизионного сигнала трех цветов. Полный сигнал переда­ют в том же порядке, что и черно-белый.

В телевизионном цветном приемнике полный видеосигнал вновь разлагается на три сигнала основных цветов, за счет сов­мещения которых в специальной электронно-лучевой трубке по­лучают цветное изображение.

В современных цветных телевизионных приемниках наиболь­шее распространение получили трехлучевые кинескопы с тене­вой маской.

 

. Устройство цветного трехлучевого кинескопа с теневой маской:

1 — экран, 2 — колба, 3 — отклоняющая система, 4 — электронные про­жекторы, 5 — маска.

Кинескоп состоит из колбы 2, внутренняя поверхность которой — экран 1 — покрыта зернами люминофо­ров с красным, синим и зеленым свечением, которые образуют мозаику и располагаются на поверхности экрана группами (триадами) по три — красное, синее и зеленое зерно в каждой группе. Кинескоп имеет три электронных прожектора 4, распо­ложенных симметрично под углом 120° друг к другу. На пути электронных лучей установлен тонкий металлический лист с круглыми мелкими отверстиями, называемый теневой маской - 5.

В различных странах телевизионные системы цветного теле­видения различны. В России и странах Европы получила рас­пространение система СЕКАМ-ЗБ, созданная совместно совет­скими и французскими учеными.

 

Первые видеомагнитофоны появились в 1956 г. (стоимость — $50000). В 1965 г. фирма Сони выпустила бытовой видеомагнитофон стоимостью «все­го» $1000. В дальнейшем в видеозаписи параллельно развивались несколько несовместимых форматов, но все они были слишком дорогими для рядового гражданина. К 1980 г. существовало три основных несовместимых стандарта видеозаписи, однако, наибольшую популярность завоевал стандарт VHS.

Видеокассета формата VHS имеет содержит 12-мм ферромагнитную пленку, заключенную в плотный футляр. В стандартном режиме на кассету можно записать до двух часов видеозаписи, в режиме длительной записи — до четырех часов.

Общий принцип действия видеомагнитофона стандарта VHS не очень силь­но отличается от принципа действия магнитофона. Однако, для уплотнения информации, запись сигнала изображения в видеомагнитофонах производит­ся с помощью двух видеоголовок, вращающихся на общем барабане. Строчки видеозаписи наклонены под углом около 6 градусов. При протягивании видео­пленки со скоростью около 2.4 см/с за счет вращения головок они движутся относительно ленты со скоростью около 4.8 м/с, что позволяет записывать до­статочно большой объем информации.

Однако, в связи с развитием более качественной техники видеозаписи, в на­ше время аналоговая видеозапись уже отживает свой век. На смену ей пришли стандарты DVD и HDTV.

Цифровая видеозапись

Развитие ПЗС-матриц позволило использовать их для регистрирования не толь­ко статического (фотографического) сигнала, но и динамического. На смену аналоговому видео пришло видео цифровое.

Цифровой видеосигнал несет значительное количество информации, поэто­му для нужд цифрового видео были разработаны DVD-диски. Однако, даже емкость стандартного, 4.4 ГБ, DVD диска не достаточна для хранения инфор­мации в «чистом» виде: для ее записи используются специальные методы сжа­тия (стандарт MPEG). Наилучшим по степени сжатия (но не качеству) являет­ся формат MPEG4, использующийся для записи видео на стандартные 700 МБ компакт-диски. Более высокое качество (и, соответственно, размер) имеет видео в формате MPEG2 — наиболее популярном формате DVD.

В сентябре 2003 г. был анонсирован новый формат цифрового видео — HDV (видео высокого разрешения). В нем ширина кадра по горизонтали увеличи­лась с 640 до 1280 пикселей. Данный стандарт вскоре воплотился в цифровых видеокамерах, использующих для хранения отснятого видео кассеты mini-DV или диски DVD.

Появление высококачественной видеоаппаратуры незамедлительно предъ­явило новые требования к форматам видеозаписи: при просмотре на экране телевизора с диагональю порядка 1. 5 - 2 мDVD-фильмов становятся заметны­ми артефакты сжатия и отдельные пиксели изображения. Разрешение изобра­жения пришлось увеличивать до 1920 х 1080 пикселей. Видеофильм в таком формате даже при сильном сжатии невозможно разместить на DVD, поэтому появились диски повышенной емкости: Blue-ray и HD-DVD.

Формат высококачественного телевидения (HDTV) имеет соотношение сторон экрана 16:9. По вертикали телевизионный сигнал этого формата содержит 1080 или 720 строк, в отличие от формата стандартного цифрового телевиде­ния, содержащего 486 или 576 строк. Современное DVD-видео не относится к формату высокого разрешения.

Несмотря на низкое, по сравнению с кинопленкой, качество видеозаписи, полученной при помощи цифровых HDTV-камер, многие режиссеры, снимаю­щие фильмы с большим количеством спецэффектов, переходят на цифровые камеры из-за более широкого спектра возможностей цифрового видеосигнала по сравнению с аналоговым. В то же время такие популярные режиссеры как С. Спилберг, М. Скорсезе, О. Стоун и др. продолжают снимать свои фильмы только на кинопленку. Таким образом, цифровое видео, хотя и завоевывает популярность, все еще остается на задворках киноиндустрии и используется, в основном, лишь для съемок малобюджетных фильмов.

 

Тема №5.

ЗВУКОВЫЕ И ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: