Для вступления
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...
· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
· Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...
Для перехода к основной части
· В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
· Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
· Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
· Обратимся к произведениям художественной литературы
· За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
· Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
· Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...(основная мысль сочинения).
· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
· Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
· Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
· Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
· Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).
· Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
· Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
· Вспомним героя повести… (автор, название).
· Обратимся к роману… (автор, название).
· Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
· Автор повествует о…
· Автор описывает…
· Поэт показывает…
· Писатель размышляет о…
· Писатель обращает наше внимание…
· Писатель заостряет наше внимание на …
· Он акцентирует внимание читателя на…
· Этот поступок героя говорит о...
· Мы видим, что герой поступил так потому...
· Автор показывает, к каким последствиям привело...
· Этому герою/поступку автор противопоставляет...
· Писатель осуждает…
· Он ставит нам в пример…
· Автор подчеркивает…
· Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
· Писатель считает, что…
· Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
· Мы можем прийти к выводу...
Для заключения
· Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
· Невольно напрашивается вывод…
· Таким образом, мы приходим к выводу: …
· Итак, можно сделать вывод, что…
· В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
· Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
· В заключение хочется выразить надежду на то, что…
· Хочется верить, что…
· Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
· Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
· Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
· Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
· (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что.…
· К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
«Отцы и дети»
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
2. А.Н. Островский «Гроза»;
3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
5. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»;
6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;
7. И.А. Бунин «Тёмные аллеи»;
8. И.А. Гончаров «Обломов»;
9. В.Г. Распутин «Уроки французского», «Последний срок»;
10. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;
11. А.П. Чехов «Вишневый сад»;
12. В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
13. А.М. Горький «Детство»;
14. В. Тендряков «Расплата»;
15. Б. Васильев «Завтра была война»;
16. Л.Ф. Воронкова «Старшая сестра»;
17. Б. Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви».
дополнительный список по направлению «Отцы и дети» смотри здесь.
«Мечта и реальность»
1. А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»;
2. А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
3. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»;
4. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри»;
5. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»;
6. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
7. А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
8. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
9. И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
10. М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
11. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
12. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Белые ночи»;
13. А.Н. Островский «Гроза»;
14. И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв».
дополнительный список по направлению «Мечта и реальность» смотри здесь.
«Месть и великодушие»
1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»;
2. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел», «Моцарт и Сальери», «Дубровский»;
5. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
6. В.П. Аксёнов «Московская сага»;
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;
8. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»;
9. В.М. Гаршин «Трус»;
10. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»;
11. Дж. Роулинг «Гарри Поттер».
12. В.Л. Кондратьев «Сашка»;
13. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
дополнительный список по направлению «Месть и великодушие» смотри здесь.
«Искусство и ремесло»
1. М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
2. А.П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья», «Ионыч»;
3. Н.В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
4. М. Горький: «На дне»;
5. А. Островский: «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»;
6. Л.Н. Толстой: «Война и мир», «Альберт»;
7. А. Куприн: «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «К славе», «На покое»;
8. Б. Пастернак «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «О, знал бы я, что так бывает...», «Доктор Живаго»;
9. А.С. Пушкин «Пророк», «Моцарт и Сальери» и др;
10. В. Маяковский «Во весь голос».
дополнительный список по направлению «Искусство и ремесло» смотри здесь.
«Доброта и жестокость»
1. Л.Н. Толстой, «Война и мир», «После бала»;
2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
4. М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
5. В.П. Астафьев, «Людочка», «Царь-рыба»;
6. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
7. А.П. Чехов, «Крыжовник», «Человек в футляре», «Каштанка», «Размазня», «В аптеке», «Тоска»;
8. В.М. Шукшин, «Чудик»;
9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
10. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»;
11. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Великолепная шестерка»;
12. А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»;
13. Л. Андреев «Кусака», «Друг»;
14. В. Распутин «Уроки французского»;
15. В.Л. Кондратьев «Сашка»;
16. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».
дополнительный список по направлению «Доброта и жестокость» смотри здесь.
К нескольким направлениям
· Л.Н. Толстой «Война и мир»;
· М.А. Шолохов: «Тихий Дон»
· А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
· М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»