1. «Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими» - это методическое пособие, выпущенное совместно с институтом профессиональной реабилитации и подготовки персонала всероссийского общества слепых «РЕАКОМП» в Москве в 2006 году (было переиздано в 2007 году) следующими авторами:
§ Сироткиным Сергеем Алексеевичем, кандидат философских наук, заведующий сектором реабилитации слепоглухих Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС "РЕАКОМП", председатель Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС, президент МООИ Общество социальной поддержки слепоглухих "Эльвира", председатель комиссии по деятельности слепоглухих при Европейском Союзе Слепых (EBU), вице-президент Европейского Союза Слепоглухих (EDBU)
§ Смирновой Ольгой Ивановной, генеральный директор ЗАО "Центр реабилитации неслышащих "ОТОФОН", член Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС
2. В пособии рассматриваются основные понятия слепоглухоты, типичные психологические и социальные трудности, возникающие при контактах и общении с инвалидами по зрению и слуху, анализируются этические проблемы взаимоотношений со слепоглухими, предлагаются способы и практические советы по поведению в различных ситуациях по отношению к слепоглухим. Особое внимание уделяется способам и средствам общения со слепоглухими, вопросам слухопротезирования, что имеет важное значение в коммуникативной реабилитации слепоглухих.
3. Пособие состоит из:
· 4 частей, каждая из которых включает в себя несколько попунктов;
· 2 приложений;
· Списка литературы.
В пособии показаны проблемы этики взаимоотношений, возникающие в сфере общения слепоглухих со зрячеслышащими, инвалидами других категорий и с себе подобными. Анализируются пути выхода из социальной изоляции людей с сочетанными нарушениями зрения и слуха через изменение отношения общества к слепоглухим и пропаганду средств и способов общения с ними.
В области социальной реабилитации и обслуживания слепоглухих принято опираться на функциональное (не медицинское) определение слепо глухоты, базирующееся на внешних, клинических и социальных проявлениях сочетанных нарушений зрения и слуха. Вариант такого определения предложили скандинавские страны. Его приняли многие страны мира как официальное определение слепоглухоты, которое приобрело название скандинавского.
Скандинавское определение слепоглухоты можно изложить таким образом:
" Слепоглухота — это уникальная инвалидность, обусловленная сочетанными глубокими нарушениями зрения и слуха, и вызывающая особые проблемы, отличные от тех, которые порождаются отдельно слепотой или глухотой. К данным проблемам в первую очередь относятся трудности в общении с окружающими людьми, во взаимодействии с окружающим миром, его изучении, в доступе к информации".
В настоящее время в скандинавских странах пересматривается и уточняется это определение — с целью ориентации государств на помощь людям, признанным слепоглухими, средствами социальной и технической реабилитации. Предлагается примерно такое обновленное определение слепоглухоты:
"Слепоглухота является отдельной инвалидностью. Слепоглухота — это комбинация инвалидности по зрению и слуху, которая ограничивает возможность полного участия в жизни, что требует компенсации от общества средствами технологий, специальных служб и создания доступной среды".
4. Варианты классификаций слепоглухоты:
По типу сочетания и степени потери зрения и слуха можно выделить пять сенсорных групп слепоглухих:
1) Полная (тотальная) слепота плюс полная глухота. Соответственно, группа тотально слепоглухих;
2) Практическая слепота (светоощущение, силуэтное или "туннельное" зрение) плюс полная или практическая глухота (различение отдельных звуков, шумов, отсутствие речевого диапазона), или наоборот — группа практически слепоглухих;
3) Слепота (полная или практическая) плюс тугоухость III-IV степени (может слышать и частично понимать громкую речь на близком расстоянии или через слуховой аппарат) — группа слабослышащих слепых;
4) Слабовидение (остаточное предметное зрение — по I-II группе инвалидности) плюс тотальная или практическая глухота — группа слабовидящих глухих;
5) Слабовидение плюс тугоухость — группа слабовидящее — слабослышащих.
Другой характерной особенностью контингента слепоглухих является разнообразие способов и языка общения с окружающими людьми и рече вого мышления. В основу классификации слепоглухих по этому признаку следует положить прежде всего язык общения и речевого мышления. По данному критерию можно разделить слепоглухих на две речевые группы:
1) Словесно-речевая группа, так называемая группа "словесников". У этих слепоглухих ещё до потери ими слуха сложилась — в условиях относительной сохранности слуха — обычная (словесная голосовая и/или письменная) речь, грамматически и нередко литературно правильно оформленная. Благодаря именно сохранности этой обычной речи и вербального мышления (чем позже по возрасту теряется слух, тем прочнее сохраняется речь) слепо-глухие "словесники" могут свободно общаться с окружающими людьми и понимать их, хоть и при помощи специальных средств общения, компенсирующих невозможность слухового восприятия речи (таких, как слуховые аппараты, письмо на бумаге или на ладони, ручная азбука глухих, брайль).
2) Жесто-речевая группа — "жестовики". Основным языком являются жесты — язык, который обычно складывается до наступления слепоглухоты, также, естественно, в условиях врожденной или ранней глухоты и нормального или слегка сниженного зрения. Этот язык принципиально отличается от словесного языка (больше, чем тот от любого иностранного) по типу речевого мышления, имеющего тесную связь с зрительно-пространственным восприятием окружающего мира. У него другая "грамматика" и "синтаксис", которые требуют высокой квалификации для адекватного перевода на словесный язык. Поэтому слепоглухие жестовики сталкиваются с неизмеримо большими трудностями в общении с окружающими людьми, чем слепоглухие словесники, так как возможности взаимопонимания между ними и окружающими резко ограничены из-за отсутствия общего языка.
5. Известно, что такое недоразвитие анализаторов, как слепоглухота, чаще всего обусловлено наследственным фактором (врожденная патология).
Некоторые синдромы, включающие слепоглухоту:
§ Синдром Ушера;
§ Синдром Маршалла;
§ Синдром Коккейна;
§ Синдром Ваарденбурга;
§ Синдром Альстрема.
6. Историю обучения и реабилитации слепоглухих обычно начинают с момента возникновения первых попыток обучения и воспитания слепоглухих детей. Принято считать началом истории тифлосурдопедагогики 1837 год, когда выдающийся американский тифлопедагог и общественный деятель Самуил Гридли Хоув (1801-1876) в Бостонском институте слепых Перкинса впервые занялся обучением речи восьмилетней тотально слепоглухонемой девочки Лоры Бриджмен (1829-1889).
Вторым этапом в истории тифлосурдопедагогики считается обучение всемирно известной слепоглухой с 19 месяцев, тоже американки Элен Келлер (Helen Keller, 1880-1968). Опыт обучения этой слепоглухой уникален и интересен тем, что обучение и воспитание тотально слепоглухонемой с очень раннего детства дало поразительные по тому времени результаты: Элен Келлер смогла получить высокое интеллектуальное и личностное развитие, она стала активным общественным деятелем и писательницей, оставившей ощутимый след и в жизни общества и в развитии системы обучения и реабилитации слепоглухих.
Носителем второй эпохи развития системы обучения и воспитания слепоглухих в истории тифлосурдопедагогики обычно называют Россию. Причём было несколько этапов развития российской тифлосурдопедагогики:
1). 1909-1941 годы — в Санкт-Петербурге, где до революции было создано попечительское общество о слепоглухонемых, в одном из приютов была создана первая группа таких детей, которая в разное время меняла место нахождения — вплоть до Отофонетического института (впоследствие Института уха, горла и носа). Результаты обучения слепоглухих в этой группе и психологические наблюдения за их развитием описаны в научных трудах главного руководителя этой школы, выдающегося тифлосурдопсихолога А.В. Ярмоленко (1900-1976);
2). 1923-1937 годы — в Харькове, где была организована при школе слепых группа-клиника слепоглухих детей под руководством профессора И.А. Соколянского (1889-1960), которого принято считать основоположником советской тифлосурдопедагогики. Именно ему принадлежат новые идеи и методические разработки по обучению слепоглухих (как правило тотальных). Это из его клиники вышла известная слепоглухая учёная и писательница, кандидат педагогических наук, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982), которую иногда называли советской Элен Келлер. Опыт харьковской школы отражен в многочисленных научных и публицистических статьях, в том числе самого И.А. Соколянского, О.И. Скороходовой, А.И. Мещерякова и многих других;
3). 1947-1960 годы — в Москве, где продолжал свою работу после почти 10-летнего перерыва И.А. Соколянский в Институте дефектологии АПН РСФСР. Он пригласил к себе и свою харьковскую воспитанницу О.И. Скоро-ходову. Вокруг Ивана Афанасьевича складывалось новое, московское ядро ученых-последователей и тифлосурдопедагогов. Среди них особо выделился будущий продолжатель дела И.А. Соколянского, яркий научный руководитель и организатор всей последующей работы в области обучения и воспитания слепоглухих — доктор психологических наук А.И. Мещеряков (1923-1974);
4). 1961 — по настоящее время — в Сергиевом Посаде, где создан первый в России крупный центр по обучению, воспитанию и реабилитации слепоглухих детей и молодёжи, а также начали появляться группы слепоглухих в других школах.
7. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Главная проблема в общении со слепоглухими - это выбор специфических средств общения со слепоглухим. А людям, специально не подготовленным к общению со слепоглухими, просто не из чего выбирать. Ведь их нужно специально изучать. Однако, этого далеко недостаточно для полноценного общения со слепоглухими!
8. Разные точки зрения, суждения о слепоглухих, их проблемах:
Небезынтересно и важно знать, как воспринимают слепоглухих окружающие разных категорий, непосредственно ими не занимающиеся; как они представляют себе решение их проблем. Приводим высказывания и размышления некоторых авторов.
Денискина В.З.,