Тема 14. Подходы к организации процесса управления
Процессный подход к управлению. Особенности процессного подхода. Функции предпочтительности. Теорема Модильяни-Миллера.
Системный подход к менеджменту. Системы: определение, виды. Системный подход и организация. Модель организации как открытой системы. Системные законы (гомеостазис, разнообразие, …). Теорема Коуза.
Ситуационный подход к менеджменту. Определение ситуационного подхода. Ситуационный подход и процесс управления.
Тема 15. Основные школы менеджмента
Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Использование научного анализа в исследованиях. Отношение к человеческому фактору. Отделение функций управления от работы.
Административная школа в управлении. Особенности административной школы. Принципы управления Анри Файоля.
Школа человеческих отношений и поведенческие науки: общая характеристика. Особенности школы человеческих отношений. Развитие поведенческих наук.
«Эмпирическая» школа теории организации и управления. Школа «социальных систем». «Новая» школа теории управления.
Приложение 2
Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Факультет авиационного менеджмента
Кафедра № 20 Менеджмента
Контрольная работа по дисциплине
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Вариант №___
Выполнил (а): _______________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Студент (ка) ______ курса________ спец.__________
(срок обуч.)
группа _________ № зачет. Книжки __________
Подпись__________________________________
Преподаватель: _______________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Должность: __________________________________
(уч. степень, уч. звание)
Оценка: ______________ Дата: _________________
Подпись__________________________________
Санкт-Петербург
20__
Приложение 3
Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине
1. Понятие и назначение управления
2. Сущность и природа потребностей
3. Потребности физических лиц и организаций и их роль в организации деятельности предприятий
4. Необходимые элементы (характеристики) процесса управления
5. Процесс управления как информационно-логический процесс
6. Определение процесса управления
7. Связь, отношение. Типы связей в управлении и отношений
8. Истоки зарождения научного управления
9. Понятие окружающей среды и ее роль в организации процесса управления
10. Понятие внутренней среды и ее значение и роль для организации деятельности предприятия и организации процесса управления
11. Прямые связи в управлении и их назначение
12. Обратная связь, сущность и назначение
13. Положительная и отрицательная обратная связь: роль и назначение
14. Цель предприятия, сущность и ее природа.
15. Процесс целеполагания. Дерево целей
16. Управляющая и управляемая подсистемы. Связь между подсистемами
17. Функция – понятие и назначение для организации управления
18. Основные (общие) функции управления – содержание и назначение. Планирование Контроль Учет Регулирование Организация (Администрирование) Стимулирование
19. Структура. Понятие и назначение.
20. Структура управления. Производственная структура
21. Линейная структура управления. Основа формирования. Достоинства, недостатки
22. Сущность, назначение и объективная необходимость планирования
23. Связь между планированием и управлением.
24. Функциональная структура управления. Достоинства и недостатки
25. Линейно-функциональный тип структуры управления. Достоинства и недостатки
26. Линейно-штабной тип структуры управления. Достоинства и недостатки
27. Понятие и назначение штаба
28. Понятие и назначение комитета
29. Понятие и назначение централизации и децентрализации
30. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации
31. Сущность и назначение делегирования полномочий
32. Дивизиональный тип структуры управления. Достоинства и недостатки
33. Матричный тип структуры управления. Достоинства и недостатки
34. Причины формирования внутрисистемных противоречий в системе управления
35. Организационные методы снятия противоречий в системе управлении (штаб, делегирование…)
36. Сущность и назначение методов управления. Классификация методов управление и их содержание
37. Этапы принятия управленческих решений
38. Норма управляемости, сущность и назначение
39. Понятие стимула и мотива.
40. Сущность и формы мотивации персонала.
41. Оценка эффективности управления
42. Документооборот – сущность и назначение
43. Должностная инструкция, положение об отделе – назначение и роль в обеспечении организации процесса управления