Шаги, которые необходимо осуществить при коррекции режима дня.
Шаг первый: изучить нормативные документы по организации суточного режима дня
Шаг второй: определить формы образовательной деятельности для конкретной возрастной группы по каждому направлению развития и образования детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое).
Шаг третий: определить режимные моменты и их длительность для детей данного возраста. Определить возможность организации образовательной деятельности в течение каждого режимного момента.
q Например, определим длительность утреннего приема 60 минут. Чем может быть заполнен данный промежуток времени?
q Родители приводят детей в детский сад, следовательно, удобно организовать взаимодействие с семьями воспитанников. Поскольку родители торопятся на работу, то время взаимодействия ограничено 10 – 15 мин.
q Утреннее время очень удобно для организации работы, предваряющей занятия: актуализировать имеющийся опыт, знания, мотивировать на предстоящую деятельность и т.п. Поэтому необходимо выделить часть времени для непосредственно образовательной деятельности, реализуемой в ходе совместной деятельности взрослого и детей (НОД – 5 - 10 мин.) и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов и направленной на решение образовательных задач (ОД в РМ – 5 - 10 мин.).
q Оставшееся время целесообразно выделить для «Самостоятельной деятельности детей» как свободной деятельности воспитанников в условиях предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам или организованной воспитателем деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.) – 25 – 40 минут.
Шаг четвертый: Определение форм образовательной деятельности в процессе осуществления режимных моментов.
q Каждый из режимных моментов «наполняется» разнообразными формами образовательной работы в соответствии с моделью образовательной деятельности.
q Поскольку формы работы в различных образовательных областях имеют сходные названия, целесообразно прописывать их один раз, но отмечать в правых столбцах для реализаций какой из образовательных областей они используются.
q Таким образом, возникает возможность сбалансировать образовательную деятельность по всем пяти линиям развития ребенка.
Шаг пятый. Составление режима дня: определение времени, режимных моментов их содержания с учетом ФГОС ДО и требований СанПиН.
Табличный вариант проектирования режимного момента может быть представлен следующим образом (табл.).
Организация режимного момента (например, «Организация прогулки»).
Особенности организации | |||||
№ п/п | Структурные компоненты режимного момента | Направления деятельности | Задачи | Формы, методы, приемы | Планируемые результаты (достижения ребенка |
Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты): подготовка к режимному моменту (подготовка к прогулке, подготовка к приему пищи, подготовка ко сну и т.п.), сам режимный момент (прогулка, прием пищи, сон и т.п.), завершение режимного момента (возвращение с прогулки, завершение приема пищи, постепенный подъем и т.п.), а также дополнительные организационные формы (дежурство, взаимодействие с родителями, встреча детей, осмотр, опрос, переодевание и т.п.).
Особенности организации режимного момента
(на примере организации питания)
Особенности организации питания
В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания.
В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:
- перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;
- индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;
- приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.
Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении. По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки.