ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Электротехнологии и электрооборудование»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
для студентов направления подготовки 110800.62 «Агроинженерия»
профиль "Электрооборудование и электротехнологии"
Оренбург – 2013 г.
Общие положения
Практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса, посредством закрепления полученных в университете теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению, а также выявления пробелов в знаниях теории. В современной ситуации, когда устроиться на работу выпускнику без опыта крайне сложно, учебная и производственная практика приобретает для студентов особое значение. В настоящее время работодатель требует разносторонне подготовленного, профессионально мобильного работника, способного к эффективной производственной деятельности с первых дней самостоятельного труда, умеющего владеть собой в производственных условиях. Практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:
- обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений);
- развивающую (развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных умений);
- воспитывающую (формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии);
- диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности).
Цели и задачи практики
Целями учебной практики являются:
- привитие студентам навыков по основным видам монтажных и наладочных работ;
- подготовка студентов к изучению специальных дисциплин и успешному прохождению практик по профилю специальности;
- воспитание у студентов чувства ответственности за результаты своей работы;
- привитие студентам первоначальных навыков выполнения обязанностей ответственного за технику безопасности, состояние оборудования, чистоту и порядок на рабочем месте;
- обучение студентов основным правилам техники безопасности.
Задачи учебной практики - получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
В результате прохождения практики студент овладевает следующими знаниями:
- конструкцией и технологией изготовления некоторых узлов и деталей электротехнических изделий (обмоток и сердечников трансформаторов и дросселей, каркасов катушек электрических машин и аппаратов и др.);
- способами крепления элементов на платах;
- видами контактных соединений токоведущих проводников и технологией их выполнения;
- приспособлениями и инструментами, применяемыми при монтаже и эксплуатации электрооборудования;
- электротехническими материалами;
- технологией изготовления каркасов трансформаторов и катушек, печатных схем;
- технологией пайки;
- мероприятиями по технике безопасности при выполнении электрослесарных работ.
В процессе прохождения практики студенты обучаются выполнению работ по пайке медных и алюминиевых проводов и кабелей, радиодеталей; опрессовке алюминиевых и медных проводов; монтажа фрагментов проводок в стальных и пластмассовых трубах, в лотках и коробах; изготовления печатных плат электрических схем. Кроме того, студент к концу практики становится обученным для выполнения работ по монтажу, ремонту и эксплуатации электроустановок.
Место и сроки проведения практики
Учебная практика проводится на первом курсе обучения и является основополагающей для последующего прохождения студентами электромонтажной практики и изучения дисциплины «Электрооборудование». Её продолжительность устанавливается в соответствии с рабочим учебным планом и составляет четыре недели. Учебная практика проводится в учебных лабораториях №208, 209, 210, 212 и 314 кафедры электротехнологии и электрооборудование.
Лаборатория №208 «Электрические машины и электрооборудование».
Оборудование:
- трансформатор напряжения,
- лабораторный автотрансформатор РНО-250-2,
- трехфазный силовой трансформатор,
- машина постоянного тока нагрузочная ПН-28,5,
- машина постоянного тока ПН-10.
Лаборатория №209 «Светотехника и электротехнологии».
Оборудование:
- люменинсентый светильник,
- инфракрасный светильник,
- лампы накаливания, ДРЛ,
- электрический калорифер,
- электрический водонагреватель.
Лаборатория №210 «Электропривод».
Оборудование:
- трехфазный асинхронный двигатель А41-6,
- трехфазный асинхронный двигатель 4АМ10062У3,
- синхронный генератор,
- реле тока, реле времени, тепловое реле,
- коммутационные приборы.
Лаборатория №212 «Общая электротехника и электроника».
Оборудование:
- измерительные приборы: вольтметры, амперметры, ваттметры, варметр, фазометр,
- приборы сопротивлений: реостаты, резисторы, дроссель,
- батареи конденсаторные,
- пускозащитная аппаратура.
Лаборатория №314 «Электроника».
- лабораторный стенд «Регулируемый электропривод» (асинхронный двигатель 5АИ56В4У3, 0,18кВт; преобразователь частоты OMRON mini J7, 0,25 кВт; инвертор 3G3JV PEI 1010-E; автоматический выключатель ВА47-29; устройство защитного отключения ВД1-63; дроссель ZKD200/800-5,4);
- лабораторный автотрансформатор;
- осциллограф цифровой ADS-2061M;
- лабораторный источник питания APS-3203;
- генератор сигналов специальной формы AHP-1021;
- мультиметры DT9205, М838, MAS830B.
Руководство и учебно-методическая работа при проведении практики осуществляется преподавателями кафедры, которые составляют рабочую программу и план задания, организуют занятия в соответствии с планом и проводят контроль и оценку качества усвоенного материала. Рабочее место комплектуется необходимым оборудованием, инструментом, плакатами и литературой. За каждым рабочим местом закрепляется учебный мастер, под руководством которого студенты выполняют соответствующее задание.