Вода обладает и другими уникальными свойствами




Тема урока: «Вода на Земле» 5 класс

Форма урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием метапредметных компетенций.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

Развивающие:

· создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

· способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

· способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,

· создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;

· делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

· способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,

· способствовать развитию коммуникативных умений;

· развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

· Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

· Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать с текстом, работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; научиться составлять схемы; овладение практическими умениями работы с учебником и выбор ключевых слов.

· Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя:

· мультимедийная презентация;

· видеофильм «Гидросфера Земли»;

· компьютер, телевизор;

· физическая карта полушарий;

· рабочая тетрадь для 5 класса издательства «Аверсэв»

· глобус, вода в стакане.

Оборудование: учебник, карта, глобус, стакан с водой, презентация.

Краткое описание: Учащиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

 

Предметные Метапредметные Личностные
Получат возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме «Круговорот воды в природе», особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, работает с текстом параграфа, составляют схему. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

 

Ход урока

Организационный момент.

(Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Слайд 1.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок человек и мира. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

Слайд 2.

Актуализация знаний.

Отгадывание загадки (слайд 2)

«С горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»

(Вода)

– Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Слайд 3.

-Откройте рабочую тетрадь, запишите, пожалуйста, в тетради число, тему урока.

Изучение темы.

Слайд 4.

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

-Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы должны:

1. Научиться по памяти давать определение понятий вода, гидросфера и мировой круговорот воды.

2. Заполнить схему «Состав гидросферы»

3. Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.

4. Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

-Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? (Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Слайд 6.

 

Проблемный вопрос урока

Слайд 7.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.

-А теперь как вы считаете, много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Слайд 8.

Проблемный вопрос урока

-Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Слайд 9. (читает стихи – ______________)

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Слайд 10.

-Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?

Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)

Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?

Слайд 11.

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Слайд 12.

-Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Слайд 13.

-Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

Слайд 14.

  • В природе …
  • Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии
  • Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии
  • Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии

Слайд 15.

(стихи читает __________):

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)

-Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.

Слайд 16.

Вода обладает и другими уникальными свойствами

  • Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.

Слайд 17.

  • Вода –при температуре +4°С самая «тяжёлая», опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны.

Слайд 18.

  • Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Слайд 19.

«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?

(Стихи читает ____________.)

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)

-Каково же, по-вашему, значение воды?

Слайд 20 – 23. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Слайд 24. Практикум «Подсчет содержания воды в организме школьника»mводы= mтела х 0,65

Слайд 25.

Слайд 26.

Минутка отдыха

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.

Слайд 27.

-Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 28. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).

Она состоит из трёх частей. Каких? (Самост. работа с учебником параграф 24, страница 111).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: