Слайд 29. Проверим, справились ли вы с заданием – вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.
Слайд 30.
-Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.
Слайд 31. Он подразделяется на 4 океана.
Слайд 32.
Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Некоторые исследователи выделяют пятый океан – Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.
-А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.
Миллионы водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
-О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)
Слайд 33. Используя рисунок на слайде, попробуйте составить краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.
А теперь – Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан – атмосфера – суша – океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.
Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.
IV. Закрепление нового материала.
Слайд 34.
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)
Проблемный вопрос:
На планете Земля – 71% воды, суши – 29%. Но во многих городах мира, Беларуси, в том числе в Новополоцке множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?
Слайд 35.
Выводы: В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Слайд 36. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.
Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.
Слайд 37. Правильные ответы
V. Домашнее задание. Выполнить урок в печатной тетради!
VI. Рефлексия.
Слайд 38
Что нового Вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Слайд 39.
У вас на столе лежат фигуры человечек.
Я вас прошу нарисовать смайлик вашему человечку: подойти прикрепить к доске на то место на картинке, где вы считаете вы сегодня достигли знаний:
- скалы – вы достигли пика знаний;
– море – вы плаваете в материале;
– лежак – вы отдыхали на уроке.
Слайд 40.
Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!
Образцы для раздачи Тема урока: «Вода на Земле» 5 класс
Форма урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: проблемное изложение с использованием метапредметных компетенций.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.
Развивающие:
· создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
· способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,
· создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
· делать обобщения и выводы.
Воспитательные:
· способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,
· способствовать развитию коммуникативных умений;
· развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
· Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
· Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать с текстом, работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; научиться составлять схемы; овладение практическими умениями работы с учебником и выбор ключевых слов.
· Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Получат возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме «Круговорот воды в природе», особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, работает с текстом параграфа, составляют схему. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу; умение работать с чужой и своей ошибкой. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)
1. Водная оболочка Земли называется… 6. Мировой круговорот воды происходит а) литосфера под действием: б) гидросфера а) силы тяжести в) атмосфера б) Солнца 2. Непрерывный процесс перемещения воды в) приливов и отливов из океана на сушу и с суши в океан 7. На какую часть гидросферы Земли называется… приходится около 96% всей воды? а) движение земной коры а) воду в атмосфере б) процесс образования рельефа дна б) Мировой океан Мирового океана в) воды суши в) Мировой круговорот воды 8. Какой океан самый большой по площади? 3. Вода на Земле находится в разныха) Атлантический состояниях:б) Тихий а) Жидком и газообразном в) Индийский б) Жидком, твердом, газообразном г) Северно-Ледовитый в) Твердом и жидком 9. Из каких частей состоит гидросфера? 4. Мировой океан включает: а) Мирового океана а) океаны, моря, реки б) Мирового океана и вод суши б) моря, реки, озёра в) Мирового океана, вод суши и атмосферы в) океаны, моря. 5. Человек использует в пищу… 10. Уникальные свойства воды… а) морскую воду а) прозрачность б) пресную воду б) теплоёмкость в) все ответы верны. в) текучесть |
1. Водная оболочка Земли называется… 6. Мировой круговорот воды происходит а) литосфера под действием: б) гидросфера а) силы тяжести в) атмосфера б) Солнца 2. Непрерывный процесс перемещения воды в) приливов и отливов из океана на сушу и с суши в океан 7. На какую часть гидросферы Земли называется… приходится около 96% всей воды? а) движение земной коры а) воду в атмосфере б) процесс образования рельефа дна б) Мировой океан Мирового океана в) воды суши в) Мировой круговорот воды 8. Какой океан самый большой по площади? 3. Вода на Земле находится в разныха) Атлантический состояниях:б) Тихий а) Жидком и газообразном в) Индийский б) Жидком, твердом, газообразном г) Северно-Ледовитый в) Твердом и жидком 9. Из каких частей состоит гидросфера? 4. Мировой океан включает: а) Мирового океана а) океаны, моря, реки б) Мирового океана и вод суши б) моря, реки, озёра в) Мирового океана, вод суши и атмосферы в) океаны, моря. 5. Человек использует в пищу… 10. Уникальные свойства воды… а) морскую воду а) прозрачность б) пресную воду б) теплоёмкость в) все ответы верны. в) текучесть |
1. Водная оболочка Земли называется… 6. Мировой круговорот воды происходит а) литосфера под действием: б) гидросфера а) силы тяжести в) атмосфера б) Солнца 2. Непрерывный процесс перемещения воды в) приливов и отливов из океана на сушу и с суши в океан 7. На какую часть гидросферы Земли называется… приходится около 96% всей воды? а) движение земной коры а) воду в атмосфере б) процесс образования рельефа дна б) Мировой океан Мирового океана в) воды суши в) Мировой круговорот воды 8. Какой океан самый большой по площади? 3. Вода на Земле находится в разныха) Атлантический состояниях:б) Тихий а) Жидком и газообразном в) Индийский б) Жидком, твердом, газообразном г) Северно-Ледовитый в) Твердом и жидком 9. Из каких частей состоит гидросфера? 4. Мировой океан включает: а) Мирового океана а) океаны, моря, реки б) Мирового океана и вод суши б) моря, реки, озёра в) Мирового океана, вод суши и атмосферы в) океаны, моря. 5. Человек использует в пищу… 10. Уникальные свойства воды… а) морскую воду а) прозрачность б) пресную воду б) теплоёмкость в) все ответы верны. в) текучесть |
1. Водная оболочка Земли называется… 6. Мировой круговорот воды происходит а) литосфера под действием: б) гидросфера а) силы тяжести в) атмосфера б) Солнца 2. Непрерывный процесс перемещения воды в) приливов и отливов из океана на сушу и с суши в океан 7. На какую часть гидросферы Земли называется… приходится около 96% всей воды? а) движение земной коры а) воду в атмосфере б) процесс образования рельефа дна б) Мировой океан Мирового океана в) воды суши в) Мировой круговорот воды 8. Какой океан самый большой по площади? 3. Вода на Земле находится в разныха) Атлантический состояниях:б) Тихий а) Жидком и газообразном в) Индийский б) Жидком, твердом, газообразном г) Северно-Ледовитый в) Твердом и жидком 9. Из каких частей состоит гидросфера? 4. Мировой океан включает: а) Мирового океана а) океаны, моря, реки б) Мирового океана и вод суши б) моря, реки, озёра в) Мирового океана, вод суши и атмосферы в) океаны, моря. 5. Человек использует в пищу… 10. Уникальные свойства воды… а) морскую воду а) прозрачность б) пресную воду б) теплоёмкость в) все ответы верны. в) текучесть |
Сегодня я узнал
Было трудно
Мне понравилось
Меня удивило