Понятие «художественных выразительных средств» в классической режиссуре и в режиссуре массовых театрализованных праздников.




Введение

Актуальность Понятие художественные выразительные средства имеет место быть во всех сферах искусства: музыка, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литература и, конечно же, театр. В каждом виде искусства существует своя специфика применения данного профессионального инструмента, но почти везде художественный образ- это основная площадка, некий старт и база для дальнейшей работы над проектом, будь то картина, кинофильм, литературное произведение или постановка.

Проблема. Художественные выразительные средства в режиссуре массового театрализованного праздника создает характер мероприятия. Создание неверного художественно-образного решения может привести к полностью неправильному восприятию темы, идеи праздника, самого события, как следствие не реализация идейно-тематического, художественного замысла режиссера, негативное впечатление от постановки у зрителя.

Целью курсовой работы является исследования художественных выразительных средств в режиссуре массового театрализованного праздника.

Задачи.

· Исследование понятия художественных выразительных средств в классической режиссуре

· Изучить специфику художественных выразительных средств

· Провести сравнительный анализ художественных выразительных средств

· Провести режиссерский анализ разработки художественных выразительных средств в режиссуре массового праздника

Объект. Понятие художественных выразительных средств в режиссуре театрализованных массовых праздников.

Предмет исследования данной курсовой работы является художественные выразительные средства массового праздника.

 

Методы исследования

1. Сравнительный анализ литературных источников

2. Включенное наблюдение

3. Постановочный эксперимент

4. Режиссерский анализ сценария массового мероприятия

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы художественных выразительных средств в режиссуре массового театрализованного праздника

Понятие «художественных выразительных средств» в классической режиссуре и в режиссуре массовых театрализованных праздников.

Актёрское искусство, искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра — отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия — может осуществляться только посредством актерского искусства Цель его — воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Выступление перед зрителем является важнейшим и завершающим актом воплощения роли, и каждый спектакль требует творческого воспроизведения этого процесса.

Творчество актёра исходит из драмы — её содержания, жанра, стиля и т. д. Драма представляет собой идейную и смысловую основу актерское искусства Но известны такие виды театра (например, народная комедия масок), где актёр располагает не полным текстом пьесы, а лишь его драматической канвой (сценарием), рассчитанной на искусство актёрской импровизации.

Актёрский образ убедителен и эстетически ценен не сам по себе, а в той мере, в какой через него и посредством него развивается главное действие драмы, выявляется её общий смысл и идейная направленность. Исполнитель каждой роли в спектакле тесно связан поэтому со своими партнёрами, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка. Драма предъявляет актёру порой весьма сложные требования. Он должен выполнять их как самостоятельный художник, действуя вместе с тем от имени определённого персонажа. Ставя себя в обстоятельства пьесы и роли, актёр решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения. При этом Актерское искусство — единственный вид искусства, в котором материалом художнику служит его собственная природа, его интеллектуальный эмоциональный аппарат и внешние данные. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски); в арсенале его художественных средств — мастерство речи (в опере — вокальное искусство). движение, жест (в балете — танец), мимика. Важнейшие элементы актерского творчества— внимание, воображение, эмоциональная и моторная память, способность к сценическому общению, чувство ритма и др.

 

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем – с развитием различных технологий, он будет пополняться.

Язык – прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть искусством использования языка, иметь представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые выполняет язык – экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции – эмоциогенные ситуации, язык – главное средство их создания.

По общепринятому мнению лингвистов, язык – знаковая сущность. Для режиссёра это важно. Знак по свое природе – средство, сигнал выражения какого-либо смысла, он – носитель идеи. Знаком может быть слово (стоп – это слово заключает в себе идею запрета движения), цвет (красный свет светофора также отражает идею запрета движения), жест (поднятая правая рука – сигнал молчания). Символ – тоже знак, но это общепринятый знак, проверенный временим, осознаваемый многими людьми, заключающий в себ себе «историческую нагрузку» (голубь – символ мира – и это общепринятое утверждение). Режиссёр, используя в постановке знаки, символы, значительно расширяет сферу воздействия на зрителя. Знаки символы могут быть использованы режиссёром как в их вербальном выражении – через диалоги, монологи героев, песни, стихи и т.д., так и невербальными средствами (встречаться в декорациях и т.д.)

Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления – взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвертой стены в театрализованном представлении, призывает исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через зрительный зал, «по Брехту», предельно расширяя «круг внимания». Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством. Темп – степень скорости исполняемого действия. Ритм – интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм – интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.

На сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссера воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного представления, к примеру, развивается именно во времени и пространстве и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей, создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах.

Нельзя не упомянуть о выражении сценарно-режиссерского замысла театрализованного представления посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую зритель воспринимает визуально, музыкальное сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия музыкальной темы-метафоры, у зрителя возникают новые ощущения, мысли, эмоции.

Важными средствами выразительности в режиссуре вообще являются атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы – мизансцена – представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

Итак, остаётся добавить, что свет, цвет, танец, пластика, работа с пространством, массовка, пиротехника – всё это и многое другое – выразительные средства в руках режиссёра.

 

1.2. Сравнительный анализ в понятии «действие коллективного героя» в классической режиссуре и в режиссуре массовых театрализованных праздников. Общее и особенное.

Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.

Любой сценарий – явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии – наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии – главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в сценарии обнаружить сложнее – он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии – неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.

Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди». Таким образом, различие сценария и пьесы – в масштабности.

Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы – воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе – нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны – это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника – это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).

Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) – универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника – драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии – жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.

Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.

Список отличий сценария от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В сценарии связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция – момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.

Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса – это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный.

Отличие режиссуры театрализованного представления от театральной режиссуры, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют», это отличие обуславливается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования» этих средств, во-вторых, «местом и их значением внутри каждой из систем». Сценарист и создатель пьесы мыслят по-разному. Различие это можно показать на примере использования выразительных средств. Драматург при создании пьесы не задумывается об «украшении» пьесы. Украшение – это уже дело постановщика пьесы. Именно постановщик, стремясь придать спектаклю большую выразительность и усилить его смысловое значение, может прибегнуть к использованию каких-либо дополнительных «выразительных средств», таких как стихи, песни, танцы, пантомимы и т.д., которых изначально в тексте пьесы не было. Т.е. «украшение» пьесы происходит уже в процессе её постановки на сцене. Ситуация со сценарием иная. Сценарист «украшает», наполняет свой сценарий выразительными средствами сразу – в процессе его создания. Причем, данные выразительные средства приобретают значение средств выражения заложенных автором сценария смыслов. Они становятся значимыми структурными элементами сценария (в пьесе они являются дополнениями к словесному выражению смыслов).

Таково соотношение сценария праздника и пьесы.

Завершая разговор о сценарии и пьесе, хочется привести высказывание Тынянова: «неизвестно, что такое сценарий, и, поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно быть. Разумеется, можно взять с полки любую книгу – даже библиографический указатель – и разбить ее на кадры. Еще легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить ее к современным обстоятельствам».

 

Вывод по первой главе. В данной главе было исследовано понятие выразительных средств в классической режиссуре и в режиссуре массового театрализованного праздника. Проведен сравнительный анализ.

Художественный образ- это основополагающая любого произведения искусства, данный термин существует и применяется во всех его видах. В каждом их видов искусств, мероприятий будет лежать художественные выразительные средства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: