РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Речь и альтернативная коммуникация»
Г» дополнительного класса
Составитель: учитель Федоренкова С.В.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Актуальность.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренной тяжелой или глубокой степенью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и рассчитан на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);
3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;
4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.
5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.
Срок реализации программы: 1 учебный год. На основании программы может быть написана специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
Цели и задачи программы:
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
· Формирование умения воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
· Формирование умения согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом.
· Развитие способности распознавать, что поступает сообщение.
· Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
· Развитие внимания к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.).
· Формирование умения различать голос и прочие шумы.
· Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Инструментарий учителя:
· рабочая программа;
· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал).
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), уроки-игры, уроки-путешествия, заочные экскурсии.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа; работа в группах; фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы (или СИПР). Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы (или СИПР).
Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа могут быть представлены в портфолио обучающегося и отражаются в СИПР.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Всего часов |
Восприятие внимания к себе | ||
Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. | ||
Восприятие присутствия другого человека. | ||
Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. | ||
Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. | ||
Способность поддерживать контакт. | ||
Сообщение. | ||
Распознавание, что поступает сообщение. | ||
Умение высказываться (вербально и невербально). | ||
Накопление речевого опыта | ||
Внимание к речевому обращению и реагирование на него | ||
Получение вербальных ответов на свои сообщения | ||
Узнавание голоса | ||
Различение голоса и шума. | ||
Узнавание голосов знакомых людей. | ||
Понимание речевых сигналов | ||
Реагирование на имя, просьбу, запрет. | ||
Понимание простых формул вежливости. | ||
Итого: | 95 часов в год |
В связи с особенностями развития учащихся данного класса и спецификой предмета программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в соответствии с потребностями и возможностями учащихся.
Учебные часы распределены в следующей приоритетностью: «Сообщение » (20 часов), «Накопление речевого опыта » (18 часов). Данное перераспределение часов обусловлено необходимостью систематического развития возможности распознавания поступающих сообщений и реагирования на них, а также воспринимать речевое обращения к себе как приятое.
Содержание тем учебного курса
Восприятие внимания к себе ( 16 часов).
· Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит.
· Восприятие присутствия другого человека.
· Восприятие обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание ( 16 часов).
· Ответ на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.).
· Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт.
Сообщение ( 19часов) .
· Распознавание, что поступает сообщение.
· Умение высказываться (вербально и невербально).
Накопление речевого опыта. ( 18 часов).
· Восприятие речевого обращения к себе как приятного.
· Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.).
· Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные).
Узнавание голоса ( 15 часов).
· Различение голоса и шума.
· Узнавание голосов знакомых людей.
Понимание речевых сигналов ( 12 часов).
· Реагирование на имя.
· Реагирование на просьбу.
· Реагирование на запрет.
· Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости.
Планируемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Выделяем следующие ожидаемые результаты:
- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
· Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
· Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание.
· Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом.
· Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).
· Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).
· Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.
· Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.