Цель занятия: закрепить алгоритм моделирования на примере построения компьютерной модели, научиться анализировать результаты моделирования, научиться использовать шаблон готовой компьютерной модели для решения типовых задач.
Изучить теоретически!
Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала.
Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей.
Таким образом, экономическая социология интересуется социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Таким образом, предмет данного исследования лежит в сфере экономической социологии.
Социология вскрывает и описывает социальные механизмы, от которых зависит характер их протекания:
- сопровождаются они ростом экономических показателей или, напротив, их снижением;
- порождают положительные социальные последствия или отрицательные.
Следовательно, в центре внимания экономической социологии находится влияние социальных регуляторов на экономическое развитие.
Компьютерная модель или численная модель - компьютерная программа, реализующая представление объекта, системы или понятия в форме, отличной от реальной, но приближенной к алгоритмическому описанию, включающей и набор данных, характеризующих свойства системы и динамику их изменения со временем.
Построение компьютерной модели базируется на абстрагировании от конкретной природы явлений или изучаемого объекта-оригинала и состоит из двух этапов - сначала создание качественной, а затем и количественной модели. Чем больше значимых свойств будет выявлено и перенесено на компьютерную модель - тем более приближенной она окажется к реальной модели, тем большими возможностями сможет обладать система, использующая данную модель. Компьютерное моделирование заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, интерпретация и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели и т. д.
Основные этапы компьютерного моделирования:
1. Постановка задачи и её анализ:
1.1. Определить цель создаваемой модели.
1.2. Уточнить исходные результаты и в каком виде следует их получить.
1.3. Определить исходные данные для создания модели.
2. Построение информационной модели:
2.1. Определить параметры модели и выявить взаимосвязь между ними.
2.2. Оценить, какие из параметров влиятельные для данной задачи, а какими можно пренебрегать.
2.3. Математически описать зависимость между параметрами модели.
3. Разработка метода и алгоритма реализации компьютерной модели:
3.1. Выбрать или разработать метод получения исходных результатов.
3.2. Составить алгоритм получения результатов по избранным методом.
3.3. Проверить правильность алгоритма.
4. Разработка компьютерной модели:
4.1. Выбрать средства программной реализации алгоритма на компьютере.
4.2. Разработать компьютерную модель.
4.3. Проверить правильность созданной компьютерной модели.
5. Проведение эксперимента:
5.1. Разработать план исследования.
5.2. Провести эксперимент на базе созданной компьютерной модели.
5.3. Проанализировать полученные результаты.
5.4. Сделать выводы насчет свойств прототипа модели.
В процессы проведения эксперимента может выясниться, что нужно:
· скорректировать план исследования;
· выбрать другой метод решения задачи;
· усовершенствовать алгоритм получения результатов;
· уточнить информационную модель;
· внести изменения в постановку задачи.
В таком случае происходит возвращение к соответствующему этапу, и процесс начинается снова.
Универсальность моделей - это свойство, позволяющее применять модели при описании или функционировании однотипных групп объектов.
В настоящее время компьютерное моделирование в научных и практических исследованиях является одним из основных элементов познания. Технология моделирования требует от исследователя умения ставить корректно проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов. Для успешной работы исследователю необходимо проявлять активный творческий поиск, любознательность и обладать максимумом терпения и трудолюбия. При этом исследователь не только достигает целей исследования, но и развивает в себе все перечисленные качества, приобретая навыки, умения и знания в большом спектре фундаментальных и прикладных наук. Навыки моделирования очень важны человеку в жизни. Они помогут разумно планировать свой распорядок дня, учёбу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, разрешать удачно различные ситуации
Практические задания
Задание №1
На основании вышеизложенного материала, создать презентацию (в программе (PowerPoint) на тему: «Основные этапы компьютерного моделирования ». Объём 8-10 слайдов.
Выполненное задание отправить личным сообщением вк.
Работа (файл) подписывается в формате;
Фамилия И.О._дата выполнения задания
Работы принимаются до 15:00
Задание № 2 _Задание повышенной сложности (выполняется по желанию).
Построить простую компьютерную модель экономической задачи (с применением MS Excel) на примере составления штатного расписания автотранспортного предприятия.
Основные этапы компьютерного моделирования:
1. Постановка задачи:
Генеральный директор АТП должен составить штатное расписание, т.е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу.
2. Построение информационной модели:
Исходными данными являются:
Общий месячный фонд зарплаты, который составляет 10 000$. Для нормальной работы АТП нужно:
· 5 - 7 диспетчеров;
· 8 - 10 ремонтных рабочих;
· 10 - 12 водителей;
· 1 заведующий гаражом;
· 3 механика;
· 1 главный инженер;
· 1 зам. директора по эксплуатации;
· 1 генеральный директор.
На некоторых должностях число людей может меняться. Например, руководитель может принять решение сократить число диспетчеров, чтобы увеличить оклад каждому из них.
3. Разработка метода и алгоритма реализации компьютерной модели:
Допустим, что:
ремонтный рабочий должен получать в 1,5 раза больше диспетчера, т.е. A=1,5 B=0;
водитель в 3 раза больше ремонтного рабочего, т.е. А=3 B=0;
механик на 30$ больше, чем водитель, т.е. A=3 B=30;
зав. гаражом в 2 раза больше диспетчера, т.е. A=2 B=0;
зам. директора на 40$ больше ремонтного рабочего, т.е. A=1,5 B=40;
главный инженер в 4 раза больше диспетчера, т.е. A=4 B=0;
ген. директор на 20$ больше главного инженера, т.е. A=4 B=20
4. Разработка модели:
Генеральный директор принимает для себя следующую модель задачи. За основу берется оклад диспетчера, а все остальные вычисляются через него.
Математическая модель
Каждый оклад является линейной функцией от оклада диспетчера и рассчитывается по формуле: А С+В
где C - оклад диспетчера;
A - коэффициент, который определяет во сколько раз оклад какой-либо должности больше оклада диспетчера;
B - коэффициент, который определяет, на сколько оклад какой-либо должности больше оклада диспетчера.
Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение:
N1 (A1 C+B1) +N2 (A2 C+B2) +...+N8 (A8 C+B8)=10000
где N1 - количество диспетчеров, N2 - количество ремонтных рабочих, и т.д.;
A1...A8 и B1...B8 - коэффициенты для каждой должности.
В этом уравнении нам известны A1...A8 и B1...B8, но не известны C и N1...N8.
Решить такое уравнение можно путем подбора.
Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад диспетчера, либо отказаться от услуг какого-либо работника, и т.д., пока эта сумма не будет равна установленному фонду оплаты труда. Проделать такую работу вручную трудно. Для создания данной модели используется MS Excel 2010 (2013).
Компьютерная модель
1. Создайте таблицу и сохраните её в свою папку под именем Штатное расписание:
A | B | C | D | E | F | G | H |
коэф. А | коэф. В | Должность | Зарплата сотрудника | Кол-во сотрудников | Суммарная зарплата | Зарплата диспетчера | |
Диспетчер | 150,00 | ||||||
1,5 | Ремонтный рабочий | ||||||
Водитель | |||||||
Механик | |||||||
Зав. гаражом | |||||||
1,5 | Зам. директора | ||||||
Гл. инженер | |||||||
Ген. директор | |||||||
Суммарный месячный фонд зарплаты: |
2. В столбце D следует вычислить заработную плату для каждой должности.
В постановке задачи было объяснено, что заработная плата вычисляется по формуле А С+В. В нашей таблице коэффициенты А и В находятся в столбцах А и В, а С - зарплата диспетчера указана в ячейке Н2. Обратите внимание, что формулы вычисления зарплаты сотрудников должны содержать абсолютный адрес ячейки Н2.
· В ячейку D2 введите формулу =A2*$H$2+B2
· Скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D9.
· При копировании адрес ячейки с зарплатой диспетчера остался постоянным (абсолютным), а адреса A2 и B2 перенастраиваются (они относительные).
3. В столбце F следует вычислить заработную плату всех сотрудников каждой должности.
В столбце Е указано количество сотрудников каждой должности. Данные в ячейках E2:E4 могут изменяться в пределах штатного расписания, а количество сотрудников на других должностях неизменно (см. постановку задачи).
· В ячейку F2 введите формулу =D2*E2 (т.е. "зарплата" * "количество сотрудников").
· Скопируйте формулу из ячейки F2 в F3:F9.
4. В ячейке F10 найдите суммарный месячный фонд заработной платы всех сотрудников, т.е. сумму значений ячеек F2:F9.
5. Оформите таблицу:
6. Составьте штатное расписание: вносите изменения в зарплату диспетчера в ячейке H2 или меняйте количество сотрудников в ячейках E2:E4 (см. постановку задачи) до тех пор, пока полученный суммарный месячный фонд заработной платы не будет равен заданному (т.е. в ячейке F10 необходимо получить значение приблизительно равное 10000).
7.
Сохраните таблицу и отправьте преподавателю файл работы Штатное расписание с 1 листом: Модель