Тема: «Понятие и структура личности в зарубежной психологии (З.Фрейд, А.Маслоу,К.Роджерс)»
Цель: раскрыть основные положения концепций психологических школ конца 19 середины 20 века (З.Фрейд, А.Маслоу,К.Роджерс).
Задачи:
¾ обучающая: раскрыть сущность теории о бессознательном З.Фрейда, рассмотреть иерархическую модель потребностей А.Маслоу, изучить «Я-концепцию» К.Роджерса;объяснить понятия «личность», «сознание», «бессознательное», «самореализация», «самоактуализация».
¾ развивающая: развивать произвольное внимание, зрительную образную память, продуктивное проблемное мышление, формировать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выделять основные позиции;
¾ воспитательная: формировать научное мировоззрение, педагогический такт по отношению друг к другу, пытаться раскрыть внутренний потенциал студентов, воспитывать их личностные качества: активность, целеустремлённость, положительную мотивацию к предмету.
Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, раздаточный материал со схемами: структура личности по З.Фрейду, иерархическая модель потребностей А.Маслоу, записи на доске, презентация по теме.
Литература:
1. Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. —
М.:Академия, 1997. — С.341.
2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:
Общие основы психологии. — С.349-354.;653.
3. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского,
М. Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Политиздат,1990. —
С.193,369.
4. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. — С.69-73;312-322;344-347.
«Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть.
Они должны быть верны своей природе».
А. Маслоу
План
1. Понятие личности в зарубежной психологии.
2. Психоанализ З.Фрейда (психодинамическое направление).
3. Гуманистическое направление в психологии в середине XX века (А.Маслоу, К.Роджерс).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Изучение нового материала.
Понятие личности в зарубежной психологии.
Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и для окружающих.
Личность (по А.В. Петровскому)— индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
На протяжении XX века в зарубежной психологической науке сложились несколько основных направлений, в рамках которых были разработаны наиболее значительные теории личности: психодинамическая теория личности, бихевиоральная, гуманистическая и другие.
Психоанализ Зигмунда Фрейда (психодинамическое направление).
Психоаналитическая теория отводит ведущую роль инстинктам, мотивам и влечениям, которые выходят на первый план в поведении человека.
В структуре личности Фрейд выделил 3 основных компонента:
Super-Ego — общество в целом; «сверх-я»— ценности; (сознательная— нормы; подструктура)— взгляды; — убеждения |
Ego «я»— сознание |
Id «оно»—инстинкты; (бессознательная—влечения; подструктура) — сны; — описки; —сновидения; —оговорки; —фантазии |
Фрейд условно подразделяет психику человека на:
— бессознательное;
— сознание.
Сознание — высший уровень психического отражения, присущий только человеку как общественно-историческому животному.
Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание .
Влияние бессознательного человек не осознаёт. Фрейд говорил, что бессознательное играет главную роль в жизни человека.
а) Подструктура Id. Слово «Id» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает примитивные, инстинктивные и врожденные основы личности. «Оно»располагается в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, инстинкты, влечения). Согласно Фрейду, «Оно» — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. «Оно» сохраняет свое центральное значение для человека на протяжении всей его жизни.«Оно» является самой старой исходной структурой психики.
В «оно» располагаются 2 основных инстинкта:
—инстинкт жизни (сексуальное влечение, в более широком смысле, эротическая или доставляющая энергия — «либидо») — сила, поддерживающая, продлевающая жизнь.
—инстинкт смерти (в некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией «мортидо») — сила, ведущая человека к смерти и разрушению.
Б) Подструктура Ego (от лат. «ego» — «я») — это сознание личности. «Я» ответственно за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.
в) Подструктура Super-Ego. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении.
«Сверх-Я»— последний компонент личности, в котором находятся принятые общественные нормы и стандарты поведения. Это морально- этическая основа личности.
С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается со «Сверх-Я». Скорее, дети обретают его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет).
«Сверх-Я» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.
Влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Согласно Фрейду, именно из-за этих противоречий у человека возникают различные проблемы, формируются комплексы, неврозы, расстройства психики. Они разрешаются с помощью подструктуры «Я» — сознания, которое, стремится разумно примирить эти конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
3.Гуманистическое направление психологии в середине XX века (А.Маслоу,К.Роджерс).
Гуманистическая психология —самое новое направление в психологии личности. Ученые, причисляющие себя к этому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.