До начала реформирования в электроэнергетике использовались следующие формы организации энергоремонта:
1) децентрализованная (цеховая), когда в составе каждого эксплуатационного цеха электростанции имелся свой ремонтный персонал, который самостоятельно выполнял ремонт под ведомственного оборудования;
2) централизованная в рамках электростанции или сетевого предприятия, когда в их составе создан цех централизованного ремонта (ЦЦР);
3) централизованная в рамках энергокомпании – ремонт выполняется специализированным производственно-ремонтным предприятием (ПРП);
4) смешанная, сочетающая указанные формы – наиболее распространенная в российских крупных энергокомпаниях.
Соответственно собственный ремонтный персонал энергокомпании находился в штате входящих в нее электростанций, сетевых предприятий и ПРП.
Исторически первой формой была децентрализованная (цеховая). Затем прогрессивной формой становится централизованная, сначала в масштабах электростанции, а затем и энергосистемы. Это позволило создать ремонтные базы, оснащенные средствами механизации и ремонтным оборудованием, применять современные технологии ремонта, рациональнее использовать ремонтный персонал за счет перемещения его с одной электростанции на другую, снизить сроки и повысить качество работ, проводить единую техническую политику. Одновременно шел процесс создания и укрепления крупных межсистемных ремонтных предприятий и ремонтно-механических заводов, специализирующихся на особо сложных работах ( турбины,генераторы).
Энергоремонтное хозяйство России к началу реформ в отрасли редставляло собой архаичную смесь, существенно отличающую его организацию от развитых стран. Оно неэффективно, имеет тенденцию к значительному росту численности персонала, а также материальных и общих затрат. Достаточно привести один пример: удельная численность ремонтного персонала в расчете на мегаватт установленной мощности в 5-10 раз превышает зарубежные показатели. В итоге существующее энергоремонтное хозяйство страны абсолютно не приспособлено для работы в условиях конкуренции. Сервисный ремонт заводами - изготовителями энергетического оборудования совершенно не развит, хотя потенциально является очень выгодным бизнесом.
Организация ремонтного обслуживания в отечественной электроэнергетике в связи с отсутствием диагностических средств, позволяющих определить реальное техническое состояние оборудования, пока в значительной мере базируется на принципах планово-предупредительного ремонта, предусматривающих вывод оборудования в ремонт в соответствии с установленной структурой ремонтного цикла.
Начиная с 1992 г. в России происходил ежегодный спад промышленного производства, который объективно обусловил снижение энергопотребления и соответствующий рост резервов генерирующих мощностей (табл. 2). Это проявлялось, прежде всего, в сокращении ежегодной наработки оборудования и увеличения его простоев в резерве.
Поэтому действующая система ППР стала неадекватной новым условиям функционирования электроэнергетической отрасли и эксплуатация энергооборудования вошла в противоречие с экономическими интересами производственно-хозяйственной деятельности электростанций и энергообъединений.
Радикальным способом разрешения указанных выше противоречий стало внедрение в практику работы электростанций новая СТОиР, в основу которой положен ремонтный цикл, определяемый назначенным межремонтным ресурсом энергоблоков и энергоустановок.
Основополагающим тезисом необходимости реструктурирования ремонтного бизнеса путем выделения его из отрасли является то, что ремонт, сервис энергооборудования и поставка материально-технических ресурсов являются услугой, оказываемой электростанциям и сетям предприятиями (ремонтными, монтажными, строительно-монтажными и заводами), деятельность которых в отрасли «электроэнергетика» учитывается как «услуга производственного характера».
Таблица 2.
Изменение условий функционирования электроэнергетики
Ретроспективные условия | Современные условия |
Плановая экономика. Жёсткие административные методы управления. | Рыночная экономика. Экономические методы управления. |
Хронический дефицит энергоресурсов. Отставание развития электроэнергетики. | Снижение уровня энергопотребления. Замораживание развития электроэнергетики. |
Стабильная загрузка всех генерирующих источников. | Снижение нагрузки конденсационных ТЭС, повышение нагрузки ГЭС. |
Ярко выраженная пиковость сезонных нагрузок. Предельная напряженность осенне-зимнего максимума нагрузок. Практическое отсутствие резервов генерирующих мощностей. Сохранение относительной пиковости сезонных нагрузок. | Снижение напряжённости осенне-зимнего максимума нагрузок. Увеличение резервов генерирующих мощностей. |
Умеренная пиковость суточных графиков нагрузок. Наличие значительной величины базовых нагрузок. | Увеличение среднегодового диапазона регулирования мощности. Сокращение базовых нагрузок. |
Попытка в последнее десятилетие усилить хозяйственный способ ремонта привела к увеличение расходов на ремонт, росту численности ремонтного персонала, сворачиванию научно-технических программ и, как следствие, снижение качества и количества показателей ремонта, росту издержек и снижению технико-экономических показателей энергопредприятий.
В процессе реформирования системы ремонтного обслуживания должен быть решен комплекс организационно-экономичеких задач:
• совершенствование действующей системы ППР с одновременным развитием системы ремонта с учетом технического состояния оборудования электростанций;
• реформирование существующей организационной структуры энергоремонтного производства;
• создание рыночно-ориентированной системы управления и организации, планирования и подготовки производства и обеспечение качества ремонта основных производственных электростанций;
• реформирование существующей системы финансирования ремонтов с целью установления методов и положений по определению объективной величины ремонтных затрат (ремонтной составляющей тарифа) на основании потребности в фактически необходимых объемов требуемых ремонтных воздействий, сформированных с учетом технического состояния основных промышленно-производственных фондов.
Указанные факторы непосредственно повлияли на изменение условий производства ремонта энергооборудования, основ его организации, отношение к необходимости жесткого планирования и управления, содержания значительных запасов материалов и запасных частей (табл. 3).
Обеспечение главной цели системы технического обслуживания и ремонта электростанций, входящих в состав генерирующих и управляющих компаний, АО (надежная и экономичная эксплуатация за счет выполнения необходимых объемов технического обслуживания и плановых ремонтов с минимальными затратами финансовых, трудовых и материальных ресурсов) достигается за счет коренного реформирования и создания рыночных отношений в сфере энергоремонтного призводства.
Планово-предупредительный ремонт в течение десятилетий позволял осуществлять планирование ремонтов на основе жесткой структуры ремонтных циклов с четким контролем исполнения ввода и вывода оборудования в ремонт. Однако в условиях спада электропотребления в 90-х годах эффективность энергоремонтного производства резко снизилась, что потребовало новых подходов к планированию. В результате энергокомпаниям рекомендовано перейти на планово-диагностический ремонт (по результатам контроля и испытаний), где для этого имеются необходимые условия, или на новую систему технического обслуживания и ремонта. Основу этой новой системы составляет не регламентированная календарная продолжительное ремонтного цикла (как в системе ППР), а назначенный межремонтный ресурс энергоблока, его наработка.
Таблица 3.
Изменение условий ремонта энергооборудования
Ретроспективные условия | Современные условия |
Жёсткие ограничения по величине и сезонной продолжительности ремонтной площадки. | Наличие потенциальных возможностей проведения ремонтов в течение года со снятием вынужденной пиковости и ограничений. |
Сезонная пиковость использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, приводящая к необходимости их концентрации, в том числе ремонтного персонала. | Создание условий для равномерного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, изменение роли и места подрядных ремонтных организаций и собственного ремонтного персонала. |
Необходимость создания и содержания значительных запасов материалов и запасных частей. | Отсутствие объективной необходимости в содержании длительных запасов материалов и запасных частей. |
Наличие дефицитных и фондируемых материалов и запасных частей. | Неограниченные возможности приобретения любых материалов и запасных частей. |
Затратная система финансирования ремонтных работ, определяемая нормой амортизационных отчислений от величины основных производственных средств. | Объективная необходимость применения противозатратных методов управления и финансирования ремонтных работ. |
При планировании ремонтов основной информацией наряду с технологическими процессами, прейскурантами, картотеке данными по радиационной безопасности (для АЭС) и т.д. являются нормативы ремонтных работ. Они включают сведения
• по периодичности и длительности ремонтов:
• трудовым и материальным затратам:
• номенклатуре и потребности в запасных частях и материалах
Нормативы разрабатываются на каждый тип и вид оборудования. а затем сводятся по функциональным системам энергобъекта. С использованием нормативов определяется планов величина ремонтного фонда, который затем защищается энергокомпанией при утверждении тарифов на энергию и после этого становится источником финансирования ремонтов.
Затратный механизм, действовавший в энергоремонте, проводил к заинтересованности ремонтников не в снижении затрат, наоборот, в их повышении. Производственно-ремонтное предприятие, обладая организационным статусом обособленного подразделения, не имело завершенного баланса, не знало конечных финансовых результатов своей деятельности. Система планирования, контроля и учета не позволяла объективно оценивать затраты и рентабельность отдельных видов продукции (изготовлен запчастей, выполнение отдельных видов ремонтов), имел место «общий котел». В то же время энергокомпания всеми способа; искусственно занижала стоимость энергоремонтных работ и зачастую финансировала их по остаточному принципу. Становится очевидным, что реальный способ повышения а эффективности энергоремонта - активное формирование конкурентных отношений в этой сфере деятельности. С этой целью в качестве первого шага ремонтные предприятия выводятся из с става энергообъединения и изменяют органпзационно-правовой статус - из обособленных подразделений в юридические лица участвующие в проведении ремонтных работ на равных условиях с действующими на конкурентном рынке прочими ремонтными наладочными, монтажными организациями, а в перспективе -заводами - изготовителями оборудования, осуществляющими с сервисное обслуживание в процессе эксплуатации.
Юридические лица могут быть образованы в виде либо дочерних акционерных компаний (ДАО), наделенных учредителем основными средствами, либо закрытых акционерных обществ, учрежденных физическими и юридическими липами и арендующих на первых порах у энергокомпании необходимые основные фонды. Как показывает практика, наличие небольшой группы совладельцев - физических лиц способствует повышению эффективности деятельности энергоремонтного предприятия.
Конечно, при выделении энергоремонта в самостоятельный бизнес, сокращении собственного ремонтного персонала на электростанциях или в электрических сетях возникают проблемы, которые необходимо заблаговременно решить. Так, текущее техническое обслуживание энергетического оборудования, особенно вспомогательного, из-за его износа и низкого качества изготовления проводится ежедневно и зачастую в авральном режиме (продолжение работы после окончания смены, вызов ремонтников в выходные дни, ночное время). Поэтому на электростанциях постоянно должен находиться ремонтный персонал, выполняющий текущие и мелкие аварийные работы, устраняющий дефекты. Кроме того, в переходный период могут возникнуть финансовые трудности, что приведет к оттоку части высококвалифицированного ремонтного персонала.
Для того чтобы рыночные преобразования в энергоремонте не привели к снижению надежности энергоснабжения и принесли существенный экономический эффект, рекомендуется ряд мер.
1. Проведение тендерных торгов по всем объемам ремонтных услуг, планируемых к выполнению подрядными организациями на энергетических объектах данной территории (электростанциях, котельных, предприятиях электрических сетей). Важно отметить, что для обеспечения подрядными ремонтными организациями возможности планировать свою деятельность (формирование портфеля заказов, закупка запчастей, материалов), тендерные торги лучше проводить один раз
в год. Естественно, перед проведением торгов энергокомманпя
размещает на заводах заказы на изготовление сложных, дорогостоящих узлов и деталей, требующих длительного времени изготовления (ротор турбины, рабочие лопатки, диафрагмы, поверхности нагрева). Выигравшая тендер ремонтная организация получает, как правило, статус генподрядчика, самостоятельно привлекает субподрядчиков и несет полную ответственность за качественное и своевременное проведение ремонта.
Помимо тендерных торгов на плановые ремонты могут проводиться торги на выполнение аварийных ремонтов конкретных единиц оборудования (ремонтная организация, выигравшая эти торги, получает ежемесячно плату за готовность в оговоренный срок приступить к аварийному ремонту, а если он будет произведен - дополнительную оплату по существующим расценкам).
2. Страхование рисков ремонтными организациями для компенсации ущерба от аварий и отказов вследствие некачественного проведения ремонтов. Расходы на страхование включаются в смету затрат и учитываются в договорной цене. Разработка механизма такого страхования и внедрение его в хозяйственную практику электроэнергетики являются первоочередными задачами формирования конкурентного рынка ремонтного обслуживания.
3. Введение практики обязательного установления в договоре гарантийного срока на проведение ремонта. Одновременно ужесточаются требования к качеству и гарантиям ремонта. Ремонтники обязаны компенсировать энергопредприятиям ущерб, который они нанесли из-за некачественного ремонта и затяжки его сроков. В то же время часть дополнительной прибыли, полученной за счет лучшей работы ремонтников, которая позволила снизить себестоимость, удельный расход топлива, повысить рабочую мощность и др., должна передаваться для их поощрения.
Рекомендуется также внедрить широко используемую в мировой практике двойную приемку работ (предварительную и окончательную). При таком подходе часть оплаты ремонтной организации резервируется до окончательной приемки и при необходимости используется для устранения выявленных недостатков. Предельная величина резервирования устанавливается на уровне 5-10% стоимости выполняемых работ.
Кроме указанных мер, в энергоремонтном бизнесе необходима планомерная работа:
• по увеличению объемов демонтажа устаревшего оборудования при опережающем вводе новых мощностей и снижению тем самым объемов ремонтных работ, связанных с поддержанием этого оборудования в работоспособном состоянии;
• переходу на агрегатно-узловой способ ремонта, при котором сборочная единица, требующая ремонта, демонтируется и заменяется отремонтированной или новой из обменного фонда. Именно такой способ является предпосылкой резкого снижения объемов ремонтных работ и численности ремонтного персонала;
• повышению производительности труда и качества ремонтов за счет увеличения механовооруженности ремонтного персонала, роста его квалификации, оснащения средствами диагностики и контроля (имеющиеся оценки показывают, что каждый рубль, вложенный в диагностику, приводит к экономии двух рублей ремонтного фонда), обновления устаревшего станочного парка;
• внедрению новых, прогрессивных технологий ремонт; (композитные материалы, плазменное, газопламенное электроискровое восстановление деталей и др.). позволяющих снизить затраты на восстановление деталей и увеличивающих их ресурс (например, при применены! мсталлополимеров на восстановление вала молотковой мельницы происходит снижение затрат в 5 раз);
• совершенствованию инженерной подготовки ремонтов и планирования на основе накопления статистических данных по отказам, стоимостных оценок и современных информационных систем.
Безусловно, укачанные направления можно реализовать только на основе радикальных изменений в организации энергоремонта и его планирования, создания базы данных и нормативов по трудоемкости, периодичности работ, ресурсу узлов деталей.