Аннотация: в статье, рассмотрена проблема ожирения детей младшего школьного возраста и вопросы организации физической активности школьников с избыточным весом на уроках физической культуры, а так же предложен примерный комплекс упражнений, направленный на решение этой проблемы.
Ключевые слова: избыточный вес, двигательная активность, морфофункциональные и психофизиологические особенности организма, комплекс физических упражнений.
Самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7% случаев). У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50% от нормы в соотношении с ростом). Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание [5].
По данным специального комитета, который занимается проблемами ожирения в Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями. Ожирение, начавшееся в детстве, вызывает широкий спектр серьезных осложнений и повышенный риск раннего развития диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Одним из основных факторов риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых является избыточный вес[3].
Процессы урбанизации и развития цифровых технологий снижают привлекательность физической активности и здоровых игр. Избыточный вес и ожирение также лишают детей возможности участвовать в групповой физической активности. В результате они еще меньше двигаются, что со временем приводит к накоплению еще большего избыточного веса [3].
При проведении педагогических и оздоровительных мероприятий, необходимо учитывать морфофункциональные, а так же психофизиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. Заметные изменения в развитии организма ребенка, наблюдаются на границе второго детства. Данный период Ю.А. Гончарова характеризует ежегодной прибавкой массы тела на 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см
В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит рост мускулатуры [1].
По данным медицинской литературы, масса тела мальчиков до 10 лет выше, чем у девочек. Первый ростовой перекрест отмечается в десятилетнем возрасте, в это время девочки становятся выше мальчиков [2].
По мнению медиков Антроповой М.В., Аршавского И.А., Казина Э.М., Кирпичева В.И. в режиме для детей младшего школьного возраста существенная роль должна занимать двигательная активность [2, 5].
Четверикова Е.В. [8] указывает на то, что младшие школьники, в режиме дня которых двигательная активность составляет значительный объем, имеют гармоничное развитие, более высокую физическую и умственную работоспособность по отношению к сверстникам со сниженной двигательной активностью.
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и развития. Для оценки физического развития детей применяют различные методики. Самыми распространенными являются антропометрические исследования.
Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются: рост, масса тела и окружность грудной клетки в покое. Определяют: длину тела (рост), массу тела (вес) и окружность грудной клетки – морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук – функциональные признаки; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры); степень жироотложения – соматоскопические признаки [1].
При оценке физического развития необходимо учитывать и показатели функционального состояния отдельных органов и систем (сердечно- сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, эндокринной и др.).
Таким образом, оценка уровня физического развития должна проводиться комплексно с учетом антропометрических и функциональных показателей организма [4].
Одними из требований ФГОС начального общего образования к образовательному процессу является формирование у учащегося навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне характеристика признаков техничного исполнения; выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности[7].
Ранние исследования показали, что все показатели
физической подготовленности у детей с избыточным весом были ниже
аналогичных показателей их сверстников с нормальным весом [6].
Для лечения и профилактики ожирения необходимо использовать на уроках физической культуры комплекс специальныхупражнений направленных на устранение или коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста.
Общий подход к физической нагрузке для снижения веса и укрепления здоровья представляет собой аэробную нагрузку.
Примерный комплекс упражнений.
1. Упражнение для мышц плечевого пояса и груди способствуют регуляции обмена веществ в организме, укреплению сердечно-сосудистой системы, развитию дыхательной системы
Упражнение | Дозировка (кол-во повторений) | Общие методические указания |
И. П. упор лежа, стоя на коленях, руки чуть шире плеч, пальцы направлены вперед, ноги согнуты в коленях 1 - сгибание рук в локтях, отпускаем корпус вниз. Вдох 2 - разгибание рук в локтях, поднимаем корпус вверх. Выдох | 10-12 | кисти и плечевые суставы находиться на одной вертикальной линии; голова, спина, бедра также находятся на одной линии. Взгляд направлен перед собой |
2. Упражнения для мышц задней поверхности бедра и ягодиц, мышц ногпомогают развить более лучшую нейронно-мышечную связь,сильные ноги помогают избежать различных травм (например, коленей) и растяжений;тренировки являются важнейшими компонентами для профилактики и лечения остеопороза и артрита, тренировки ног позитивно сказываются на здоровье сердечно-сосудистой системы и работе сердца.
Упражнение | Дозировка (кол-во повторений) | Общие методические указания |
И.П. - тоже, правая нога поднята, полусогнута. 1 - нога вверх 2 - нога вниз И.П. - тоже, левая нога поднята, полусогнута. 1 - нога вверх 2 - нога вниз | 10-12 | Амплитуда движения невысокая, нога напряжена, подтянута. Пяткой тянемся к потолку, бедро параллельно полу, не прогибаемся в пояснице, живот втянут |
И.П. - лечь на правый бок, упираемся на локоть, правая нога согнута в колене 1 – мах левой ногой вверх, 2 – опускаем левую ногу вниз И.П. - лечь на левый бок, упираемся на локоть, правая нога согнута в колене 1 – мах правой ногой вверх, 2 – опускаем правую ногу вниз | 10-12 | Левая нога напряжена, полностью разогнута в коленном суставе, носок на себя Правая нога напряжена, полностью разогнута в коленном суставе, носок на себя |
3. Упражнение для мышц брюшного пресса. Роль мышц пресса состоит в том, чтобы удерживать внутренние органы, такие как желудок, кишечник, мочевой пузырь. Все эти органы должны удерживаться в правильном положении. Качая пресс, улучшается состояние пищеварительной системы, желчных путей и печени. Упражнения для пресса помогают снизить аппетит.
Упражнение | Дозировка (кол-во повторений) | Общие методические указания |
И.П. - лечь на спину, руки за голову, прямые ноги подняты вверх 1 – корпус вверх, выдох 2 – корпус вниз, вдох | поясница прижата к полу, локти не сводить, подбородок тянется вверх, шея расслаблена, носки смотрят точно в потолок |
4. Упражнение для мышц спины и формирование мышечного корсета, направленно на профилактику остеохондроза и других заболеваний позвоночника,связанных с ожирением.
Упражнение | Дозировка (кол-во повторений) | Общие методические указания |
И.П. - лечь на живот, руки перед грудью, ноги вместе 1 – руки и ноги максимально вверх, вдох 2 – руки и ноги отпустить вниз, выдох | 8-10 | Голова смотрит вперед, спина ровная, расслабленная, выполнять плавно и подконтрольно, без рывков, и не бросая конечности вниз |
Выполняя эти упражнения регулярно школьники будут снижать в весе, улучшится состояния вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем, укрепление опорно-двигательного аппарата. Учащиеся будут не только физически здоровы, но и будут проявлять активность в школьной жизни, станут уверенными в себе.
Список литературы
1. Гончарова Ю. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена:Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. С. 7.
2. Кирпичев В. И. Физиология и гигиена младшего школьника.Москва: ВЛАДОС, 2002. 143 с.
3. Комиссия по ликвидации детского ожирения. Факты и данные о детском ожирении https://www.who.int/end-childhood-obesity/facts/ru/
4. Ланда Б. X. Методика комплексной оценки уровня физического состояния. Казань: Идеал-пресс, 1998. 48 с.
5. Оздоровительная физкультура при наиболее распространенных среди школьников заболеваниях https://sport-history.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st005.shtml
6. Фомин Н. А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. Москва: Физкультура и спорт, 1991. 224 с
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
8. Четверикова Е. В. Влияние пренатальных факторов, состояния здоровья и условий воспитания на уровень развития высших психических функций и успешность образовательной деятельности: автореф. дисс. канд. биол. наук. Киров, 2004. 21 с