Учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради. При выполнении задания рекомендуется групповая форма работы. Для самопроверки учащиеся используют ответы в конце тетради.
Интересно знать | ||
Древний Египет оставил огромное культурное наследие. Произведения искусства, величественные пирамиды, дворцы и обелиски привлекают путешественников в течение многих столетий. Была создана система письма, велись научные работы в области математики, медицины, астрономии (ПРИЛОЖЕНИЕ 20). | ||
Упражнение «Знакомимся нумерацией чисел в Древнем Египте»
Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради. Рекомендуется групповая форма выполнения задания с последующей самопроверкой с использованием ответов в конце тетради.
Интересно знать | ||
Вавилон — крупнейший и богатейший город Древнего мира, важнейший торговый центр Ближнего Востока. В Вавилоне были развиты архитектура, наука, литература, искусство, медицина. Был построен первый каменный мост. В школах при храмах обучали письму, музыке, астрономии, математике Многие художественные памятники Вавилона не сохранились, о городе известно по письменным источникам и архитектурным раскопкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 21). | ||
Упражнение «Знакомимся нумерацией чисел в Вавилоне»
Учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради. При выполнении задания рекомендуется групповая форма работы с самопроверкой в виде сопоставления с ответами в конце тетради.
Интересно знать | ||
Древний Китай — самая большая из известных цивилизаций. В Древнем Китае были сделаны технические открытия и изобретения, которые используются и в наше время. Китайцы изобрели бумагу, фарфор, компас, создали солнечные часы. Первыми наладили книгопечатание. Стали использовать металлические и печатные деньги. Китайцы научились выращивать чайные кусты и готовить чай. Они создали производство шёлка. Письменность в Древнем Китае возникла более 2500 лет назад. В это же время китайцы разработали систему счёта. Открытия древних китайских математиков имеют значение и в настоящее время (ПРИЛОЖЕНИЕ 22). | ||
Упражнение «Знакомимся нумерацией чисел в Древнем Китае»
Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради. Задание выполняется в группе с последующей самопроверкой с использованием ответов в конце тетради.
Интересно знать | ||
Древняя Русь — историческое название земель восточных славян, это территории современной Беларуси, Украины, России. В Древней Руси развивались ремёсла и торговля, архитектура и искусство, письменность и просвещение. В городах строились деревянные терема в 2—3 и даже 4 этажа. Создавались библиотеки, писались летописи. Образованность городского населения подтверждают берестяные грамоты. Археологами найдены даже ученические берестяные грамоты новгородских школьников. В Древней Руси использовался славянский алфавит (ПРИЛОЖЕНИЕ 23). | ||
Переменка
Проводится в виде дидактической игры на переключение внимания «Назови — не ошибись». Учитель демонстрирует фрагмент славянского алфавита (даны только те буквы, начертания которых близки к современным) (ПРИЛОЖЕНИЕ 24).
Учитель в произвольном порядке указывает буквы. Если при этом он произносит слово «Раньше» — учащиеся называют старославянское название буквы, если произносит слово «Сейчас» — название буквы в современном алфавите.
Игра может проходить в быстром темпе на выбывание.
Проблемная ситуация
Учитель сообщает: славянский алфавит был создан в 9 веке греческими монахами братьями Кириллом и Мефодием, однако специальных значков для записи чисел в Древней Руси не существовало, в качестве цифр использовали буквы алфавита. Учащимся предлагается предположить, что придумали славяне, чтобы не путать буквы и цифры.
После обсуждения учитель демонстрирует несколько старославянских цифр, когда над буквой ставилась черточка — титло. Например,