Фамилии членов группы _______________________________________________________
Дата ________________________________________________________________________
Проблема ____________________________________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? Почему?______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?
_____________________________________________________________________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?____________________________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
- какова ее эффективность? _____________________________________________________
- каковы ее недостатки? ________________________________________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?
_____________________________________________________________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?
_____________________________________________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?
_____________________________________________________________________________
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?
_____________________________________________________________________________
После проведения этой работы каждая группа представляет свои ответы и аргументы всему коллективу учащихся класса.
В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса определенного контингента респондентов.
Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним. (Для индивидуального интервью можно использовать ту же матрицу вопросов, которые применялись для выявления и анализа проблемы малой группой).
При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
- посильность задачи для школьной команды;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников.
Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, изменив уже существующие на данной территории программы?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит применить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.
Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории. Большинством голосов учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.
3 стадия. Сбор информации
После того, как коллектив класса выбрал проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию.
В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы.
Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Другая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.
Третья - прорабатывает массив законодательных материалов государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблема
Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи администрации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Вот примерный перечень различных источников информации:
Средства массовой информации.
Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике.
Библиотеки.
Здесь на большом информационном массиве (книг, журналов, газет, Интернета) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов.
Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя.
Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами.
Юристы.
Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.
Административные органы.
Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию.
Законодательные органы.
Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.
Некоторые рекомендации по сбору документальной информации.
Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности. В силу того, что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.
Для выполнения этого задания можно использовать следующую документальную форму: