В любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать юридические дела, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Средством решения этой задачи и является институт подведомственности юридических дел.
В соответствии со ст. 10 ГК защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, хозяйственным, третейским судом, а в случаях, предусмотренных законодательством, в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Каждый из названных судов, а также иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им.
В науке процессуального права термин «подведомственность» употребляется в широком и узком смысле слова. Под подведомственностью в широком смысле слова или предметной компетенцией имеют в виду совокупность полномочий государственного или иного органа на осуществление своих функций по отношению к определенному кругу объектов (дел). Подведомственность в узком смысле слова определяется как круг споров о праве и иных правовых вопросов индивидуального характера, разрешение которых отнесено к ведению государственного или иного органа. В этом смысле подведомственность рассматривают как юрисдикцию, под которой понимают круг вопросов, по отношению к которым соответствующие органы могут применять право.
В науке гражданского процессуального права подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов, как свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Под подведомственностью дел общим судам понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве выделяют различные виды подведомственности:
♦ в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел, - подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным органам, третейским, товарищеским судам;
♦ в зависимости от характера дел - подведомственность дел искового производства (п. 1, 2 ч. 1 ст. 37 ГПК); дел, возникающих из административно-правовых отношений, перечисленных в ст. 335 ГПК (п. 3 ч. 1 ст. 37 ГПК); особого производства, перечисленные в ст. 361 ГПК (п. 4 ч. 1 ст. 37 ГПК); приказного производства, перечисленные в ст. 394 ГПК (п. 5 ч. 1 ст. 37 ГПК);
♦ судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции (ч. 2 ст. 37 ГПК);
♦ в зависимости от характера норм, регулирующих подведомственность, - общую, т.е. регламентируемую общими правилами (ст. 37 ГПК, ст. 39-47 ХПК) и специальную, определяемую на основе особых указаний в актах законодательства в порядке исключения из общих правил.
Подведомственность в зависимости от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение дел, подразделяют на единичную (исключительную) и множественную.
Важный признак подведомственности - установление ее правил актами законодательства (ст. 37 ГПК, ст. 39-47 ХПК, ст. 10 ГК и др.).
Подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится (ст. 40 ГПК).
Вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос об его отмене перед вышестоящим судом (ст. 41 ГПК).
Современное законодательство, базирующееся на новой Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, позволило выявить новые подходы к институту подведомственности, его задачам, содержанию и механизму его регулирования. В настоящее время проблемы подведомственности следует решать с учетом ч. 1 ст. 60 Конституции Республики Беларусь, где записано: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки».
В соответствии со ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и свобод независимо от того, имеется ли упоминание в нормативном акте права на судебную защиту или нет. Отсутствие в законодательных актах норм о судебной подведомственности либо указание в них об иной подведомственности не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту и не устраняет судебную подведомственность. Так, Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что положения п. 4
и 5 ст. 267 КоАП об обжаловании в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) постановлений о наложении административных взысканий в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, без предоставления /трава обжаловать эти постановления в суд, не соответствует ст. 60 Конституции Республики Беларусь (Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1998 г. № 367/98)V.
Таким образом, если ранее задача института подведомственности состояла в разграничении компетенции государственных и иных органов в сфере разрешения юридических дел и суд был одним из юрисдикционных органов (он был в ряду других органов), то сейчас этот институт из инструмента распределения между различными государственными и иными органами дел по спорам о праве превращается в средство, гарантирующее защиту судом нарушенных или оспариваемых прав иг охраняемых законом интересов. Из этого следует, что все другие органы, управомоченные законом на разрешение споров о праве, должны рассматриваться как органы их предварительного, досудебного разрешения, решения которых по заявлениям несогласных с ними заинтересованных лиц в полном объеме являются предметом контроля со стороны суда; решения же судов никаким другим несудебным органам не подконтрольны 2. Такой вывод вытекает, в частности, из ч. 3 ст. 10 ГК, в силу которой защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Для реализации права на защиту прежде всего следует установить, к ведению (компетенции) каких юрисдикционных органов (общих, хозяйственных или третейских судов, органов управления или иных органов относится данный правовой вопрос. Государственные органы, как правило, представляют собой систему с закрепленной в законе структурой территориальных нижестоящих и вышестоящих органов, а также специализированных звеньев. Так, система общих судов Республики Беларусь включает:
♦ районные (городские) суды;
♦ вышестоящие - областные суды и Минский городской суд, действующий на правах областного суда;
♦ Верховный Суд Республики Беларусь;
♦ специализированные суды: межгарнизованные. военные суды и Белорусский военный суд.
Кроме того, в Верховном Суде в 1998 г. учреждена специализированная судебная коллегия по патентным делам.
Каждый из названных судов вправе рассматривать гражданские дела в качестве суда первой инстанции или по существу. Поэтому, определив подведомственность дела общему суду, следует установить, в какой конкретно суд необходимо обратиться за рассмотрением дела по существу. Правила, позволяющие решить последний вопрос при обращении за судебной защитой, весьма обширны в силу многообразия и разнородности гражданских дел. Они получили наименование - правила подсудности.
Основные из них закреплены в ст. 42-53 ГПК, а некоторые частные (для неисковых дел) - соответственно в главах 29 и 30 ГПК.
В теории выделяют два вида подсудности:
1) родовую или предметную;
2) территориальную или местную.
Родовая подсудность разграничивает компетенцию между нижестоящими и вышестоящими, а также специализированными судами. Территориальная разграничивает компетенцию между судами одного звена или специализации, между всеми районными (городскими), между всеми межгарнизонными военными или между областными и Минским городским судами.
Подсудность в гражданском процессе - это институт процессуального права, регулирующий распределение подведомственных общим судам гражданских дел между нижестоящими, вышестоящими и специализированными, а также территориальными звеньями судебной системы.
В гражданской процессуальной литературе, а также при практическом использовании правил подсудности понятие подсудности употребляется в двух значениях: подсудность гражданских дел и подсудность суда.
Подсудность дела устанавливается через признаки самого гражданского дела, определяющие, в каком суде оно может или должно рассматриваться и разрешаться по существу. Наиболее существенно эти признаки различаются в зависимости от вида гражданского судопроизводства. Для исковых дел - это место жительства или нахождения ответчика, характер требования, наличие соответчиков, договора о подсудности. Для неисковых Дел - категория дела, а затем место жительства заявителя или место нахождения органа управления, государственного органа или должностного лица.
Под подсудностью суда понимают право (и обязанность) данного суда по рассмотрению и разрешению гражданского дела по существу. Это право проверяется судьей при рассмотрении заявления о возбуждении гражданского дела.
Между понятиями «подведомственность» и «подсудность» имеются как общие признаки, так и различия. Общее состоит в том, что они определяют компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению и разрешению гражданских дел по существу. Различие заключается в том, что подведомственность более широкий, межотраслевой институт, разграничивающий компетенцию как между общими и хозяйственными судами, так и между судами и иными органами, а подсудность - институт гражданского процессуального права, разграничивающий только судебную компетенцию и регулирующий распределение подведомственных общим судам гражданских дел между общими судами внутри самой судебной системы.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь
2. Бондаренко Н.Л. Гражданское право. Общая часть / Г.Л. Бондаренко. – Мн.: «ТетраСистемс», 2008. – 160 с.
3. Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. М.: Проспект, 1998. - 349 с.
4. Гражданский процесс: Учебное пособие. / Под ред. В.Г. Тихиня, В.А. Круглов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2006. – 414 с.
5. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д.А. Колбасин. – Мн.: Акад. МВД РБ, 2004. – 496 с.