Анализ эффективности деятельности ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика




КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Планирование персонала предприятия»


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты планирования персонала предприятия

1.1. Сущность, цели и задачи планирования потребности

в кадрах на предприятии

1.2 Этапы планирования персонала

Глава 2. Особенности планирования персонала на предприятии ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»

2.1.Историческая справка

2.2. Анализ технико-экономических показателей ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»

2.3.Анализ эффективности планирования потребности в кадрах ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»

Глава 3.Выводы и предложения

Заключение

Список литературы

Приложение 1

 


Введение

Многие руководители подписываются под высказываниями: «Наша сила – в высокой квалификации наших сотрудников», «Наши работники – наш главный ресурс», но мало кто в действительности следует им на практике. Зачастую понимание этого приходит к руководителям тогда, когда проблемы, связанные с управлением персоналом, нарастают как снежный ком. Людей без труда набирают, еще легче с ними расстаются. Управление персоналом сведено к формализованным процедурам набора и увольнения. Однако истинное понимание процессов управления персоналом открывает для предприятия возможности создания и сохранения конкурентных преимуществ.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макроуровне, так и подготовить управленцев работать по-новому. Основная задача, которую решает управленческий персонал предприятий, заключается в том, чтобы каждый вложенный в производство рубль не только окупался в полном объеме, но и приносил дополнительный доход.

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных способов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации. Одним из компонентов этого процесса является кадровое планирование, важной составной частью которого, в свою очередь, становится планирование и прогнозирование потребности в персонале. Эффективное кадровое планирование положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала, выявлению и продуктивному применению профессионального потенциала сотрудников, созданию основы для планомерного набора и отбора персонала, сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда. Поэтому комплексное изучение теоретических и практических основ кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале является важной основой нашей будущей деятельности. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить один из важнейших аспектов теории и практики управления – планирование потребности в кадрах предприятия, а также рассмотреть практическое применение планирования потребности в кадрах на примере ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика». Чтобы выполнить поставленные цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты планирования потребности в кадрах;

2) провести общий анализ деятельности предприятия;

3) проанализировать, на примере конкретного предприятия, эффективность планирования потребности в кадрах;

4) разработать рекомендации по повышению эффективности работы в области кадровой политики предприятия.

Предметом изучения данной курсовой работы являются вопросы, касающиеся планирования потребности в кадрах, методики учета необходимого персонала, эффективности мероприятий по планированию и др.


Глава 1. Теоретические аспекты планирования персонала предприятия

1.1 Сущность, цели и задачи планирования потребности в кадрах на предприятии

Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к. "всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере"[1]

В отечественной литературе нет единого мнения по поводу определения управления персоналом, но можно выделить несколько подходов:

1. Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как «разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников»[2]

2. Содержательный (функциональный) подход. Данный подход "основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации", он показывает "какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей", в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на "том, что должно дать управление персоналом для организации.…Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание". Состав функциональных подсистем системы управления персоналом и их основные функции представлены в Приложении 1.

3. Организационный подход. С точки зрения этого подхода управление персоналом можно определить как "комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются механизмы, технологии, инструменты и процедуры реализации функций управления персоналом "[3]

4. Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов. Исходя из этого, можно говорить об управлении персоналом как системе, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.

Управление персоналом, являясь социальным, содержит в себе несколько аспектов. В частности, выделяют следующие аспекты управления персоналом:

Технико-экономический – отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственные условия и т.д.;

Организационно-экономический – содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.;

Правовой – включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;

Социально-психологический – отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы;

Педагогический – предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничеством и др. [4]

"Помимо того, что управление персоналом имеет множество аспектов, оно может основываться на различных концептуальных положениях. Концепции отражают ту философию и исходные принципы в управлении персоналом, на которых базируется согласование интересов организации и работников. Они существуют объективно, могут быть осознаны и организационно оформлены, а могут реализовываться интуитивно, без определенного организационного оформления"[5]

Концепция управления персоналом содержит базовые принципы управления и его общую направленность, ее положения уникальны в отдельно взятой организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:

-Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;

-Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);

-Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);

-Систему общей и профессиональной подготовки кадров;

-Адаптацию работников на предприятии;

-Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);

-Оценку деятельности и аттестацию кадров;

-Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);

-Формирование кадрового резерва;

-Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития.

Чтобы как можно лучше понять, что же представляет собой система управления персоналом и как добиться наиболее эффективного ее функционирования, необходимо рассматривать ее в непротиворечивом единстве всех подходов к управлению персоналом.

Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.

Изменение, усовершенствование системы управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. При этом само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. Для этого представляется разумным рассмотреть инновацию вообще и особенности инновационного.

Одной из основных задач кадрового планирования является определение потребности в кадрах. Под потребностью предприятия в кадрах понимается необходимый количественный и качественный состав, определяемый в соответствии с выбранной стратегией развития компании. Данное планирование осуществляется с целью определения численности работников по категориям кадров, которые задействованы для выполнения конкретных заданий. При этом указывается их профессиональный состав, утверждаются штаты.

Как видно из сказанного, следует различать качественную и количественную потребность в кадрах. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

Планирование потребности фирмы в кадрах, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и кадрам.

Целью разработки плана по труду и кадрам является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в кадрах и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

1.2 Этапы планирования персонала

Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек. То есть при планировании определяется когда, где, сколько, какой квалификации и с какими затратами потребуется работников в данной организации. При этом можно говорить о стратегическом (долгосрочном) планировании и о тактическом (ситуационном).

По существу стратегическое планирование потребности в персонале состоит в составлении потенциала специалистов, необходимых для реализации, стратегии развития и фактического состояния человеческих ресурсов организации, а также в определении потребности в этих ресурсах в будущем. При этом взаимосвязь с общей стратегией развития организации обязательна.

Тактическое планирование предполагает анализ и удовлетворение конкретных потребностей организации на планируемый период (квартал, полугодие). Оно основывается на производственном плане развития организации в этот период, на прогнозировании карьерного роста, достижения пенсионного возраста, на показателях текучести кадров.

При планировании человеческих ресурсов обычно учитываются следующие внутренние и внешние факторы:

-состояние экономики и данной отрасли в рассматриваемый период; -государственная политика (законодательство, налоговый режим, рациональное страхование и т.п.);

- конкуренция с другими компаниями, рыночная динамика;

-стратегические задачи и бизнес-планы компании;

- финансовое состояние организации, уровень оплаты труда;

-корпоративная культура, лояльность сотрудников;

-движение персонала (увольнение, декретные отпуска, выходы на пенсию, сокращения и т.п.).

Этапы планирования персонала в компании могут выглядеть следующим образом:

1) оценка наличных резервов, их количества и структуры;

2) оценка будущих потребностей; отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, выявление потребности в рабочей силе с указанием количественных и качественных показателей;

3) разработка программы будущих потребностей. [6]

На первом этапе проводятся: анализ использования трудовых ресурсов организации; уточнение задач по отдельным группам исполнителей; формирование адекватных квалификационных требований; выявление резервов продуктивности труда на каждом конкретном участке работы.

На втором этапе осуществляется определение потребности в персонале на планируемый период. Исходными данными для определения необходимой численности, их профессионального и квалификационного состава являются: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда, структура работ.

Вся названная информация собирается в результате учета персонала. Учет персонала – это система способов наблюдения количественных измерений и регистрации состояния и использования всех категорий работников организации. Обычно потребность в персонале определяется на стадии подготовки и разработки бизнес-плана.

На подготовительной стадии осуществляется согласование перспектив организационно-экономического и производственного развития фирмы; сбор заявок от руководителей на формирование их подразделений. На стадии разработки бизнес-плана осуществляется увязка его разделов между собой и балансировка по срокам, исполнителям, ресурсами источникам их отступления. В числе прочих разрабатываются разделы, имеющие непосредственное отношение к персоналу. Это разделы «Персонал» и «Управление».

Исходя из оценки состояния факторов, влияющих на потребность фирмы в персонале, разрабатывается кадровая политика фирмы на планируемый период: предстоящие сокращения, набор, в том числе ключевых специалистов; перемещение, повышение квалификации, изменения в системе мотивации и оценки результатов, повышение уровня безопасности труда и т.п

Для определения необходимого количества руководителей существуют усредненные нормы управляемости. Разработчиков раздела «Персонал» бизнес-плана больше всего интересуют ключевые специалисты и уровень их профессиональной подготовленности. При этом сначала составляется перечень сфер и направлений деятельности предприятия и указываются фамилии специалистов, обеспечивающих деятельность по этим направлениям. Для специалистов по незакрытым, вакантным областям составляется перечень областей знаний, которыми претендент должен владеть, а затем определяется оптимальный претендент из имеющихся.

На третьем этапе кадрового планирования осуществляется разработка кадровых мероприятий, направленных на реализацию кадровых целей, задач, кадровой стратегии, кадровых планов.[7]

Кадровые мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на решение кадровых задач, воплощение разработанных кадровых планов. Кадровое планирование призвано решать задачи профессионального и должностного роста работников, создавать условия карьерного роста. Реальные возможности системы планирования человеческих ресурсов определяются, главным образом, характером информационной базы, содержанием банка данных. Там, где с помощью планирования решают широкий круг кадровых задач, должен быть создан обширный банк данных, характеризующих подробно каждого работника, прежде всего его профессионально-квалификационные способности. Поэтому предполагается существование на предприятии надежной системы сбора и постоянного обновления информации Планирование карьеры. Принципиальным вопросом кадрового планирования является участие самого работника в этом процессе. Планирование карьеры каждого сотрудника – важная часть управления трудовыми ресурсами.

При планировании персонала применяются следующие методы. Экстраполяция - это перенос существующей в организации ситуации на будущий (планируемый) период с учетом некоторых коэффициентов. Данный метод больше подходит для стабильных организаций и на достаточно короткий период. В российских нестабильных условиях чаще применяют метод скорректированной экстраполяции. Он учитывает изменения в соотношении многих факторов, например, изменения на рынке труда, изменения цен и т.д.[8]

Метод экспертных оценок. Основан на мнении экспертов - руководителей подразделений или предприятий. Именно опытом и интуицией экспертов компенсируется недостаток достоверной информации.

Компьютерные модели. На основании информации, предоставляемой линейными менеджерами, специалисты службы персонала строят компьютерный прогноз потребности в персонале.

В целях оценки потребности в кадрах по каждому структурному подразделению, и в целом по предприятию анализируются технологический процесс планирования труда и численности работающих, т.к. он имеет прямое отношение к планированию потребности предприятия в кадрах.

Технологический процесс планирования труда и численности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, которые имеют определённый набор исходных данных, алгоритм расчёта показателей и законченный результат, в процессе планирования выполняются следующие плановые расчеты:

- анализируется выполнение плана по труду и численности за предшествующий период;

- рассчитываются плановые показатели производительности труда;

- определяется нормативная трудоёмкость изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска;

- насчитывается плановый баланс рабочего времени одного работающего;

- рассчитывается потребность в кадрах, его плановая структура и движение;

- планируется развитие кадров.


Глава 2. Особенности планирования персонала на предприятии ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»

Историческая справка

 

Астраханская сетевязальная фабрика работает на рынке сетеснастных материалов с 1912 года, является единственным предприятием такого рода на юге России, поставляющим свои продукцию не только рыбакам Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, но и в Среднюю Азию, на Север и Дальний Восток.

В 2002 году фабрика отпраздновала юбилей - 90 лет со дня основания. В далеком 1911 году два астраханских предпринимателя Белугин и Бураков купив участок земли приступили к строительству сетевязальной фабрики, а летом 1912 года первые пять сетевязальных машин выдали первую продукцию. Постепенно в 1914 году количество машин было доведено до 12. В 1933 году их уже 23.

Настоящее развитие фабрики началось после Великой Отечественной Войны. В период с 1945 по 1948 годы началось техническое перевооружение. В это время на фабрике было установлено 28 новых высокопроизводительных отечественных машин, предназначенных для вывязки дешевого полотна.

С середины пятидесятых годов важное место в выпускаемой продукции заняли сети из полиамидной нити. В 1955 году был установлен новый фиксационный проходной аппарат собственного изобретения. В 1960 году был построен первый в мире цех пропитки сетематериалов синтетическими латексами. Пуск данного цеха избавил рыбаков от тяжелого и вредного процесса осмолки сетематериалов перед ловом.

Второе техническое перевооружение фабрики началось в 1975-80 годах. Построен и действует новый сетевязальный участок, где установлены современные, на тот момент, отечественные и импортные сетевязальные машины. В здании старого сетевязального цеха после небольшой реконструкции впервые в СССР освоено по отечественной технологии изготовление кошельковых, неводных и сетных наплавов и поплавков из вспененного пенополиэтилена.

В настоящее время выпускаются кошельковые наплава плавучестью (объемом); 60 Н (6,95 л); 50 Н (5,8 л); 30 Н (3,5 л), неводные наплава 22Н (2,7 л); 8,5 Н (1 л), а также широкая гамма поплавков для оснащения дрифтерных и ставных сетей. Организация производства наплавов позволила отказаться от их импорта из-за границы.

В начале 90-х годов введены в эксплуатацию шнуроплетельные машины фирмы «Август-Герцог», что позволило фабрике выпускать шнуровую продукцию диаметром от 3 до 16 мм, одновременно были введены в эксплуатацию и отечественные шнуроплетельные машины. Примерно в это же время на фабрике началось освоениё изготовления сетей из мононити на оборудовании финской фирмы «Линдеман». Если до середины 90-х годов Астраханская фабрика работала только на полиамидном сырье, то в 1996 - 97 гг. начался выпуск изделий и ниток из полиэтиленовых мононитей отечественного и зарубежного производства (Португалия).

Потребителями продукции фабрики являются рыбодобывающие предприятия Астраханской, Ростовской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, Дагестана, Калмыкии, а также стран ближнего зарубежья: Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины.

Для более полного обеспечения рыбаков на фабрике действует участок постройки орудий лова, изготавливающий готовые орудия лова, в проектировании и испытаниях которых принимают участие специалисты и ученые Астраханского Государственного Технического Университета и Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. С 90-х годов XX века фабрика постоянно ищет возможности расширения своего производства, освоения новых технологий. Так, например, для исключения транспортных перевозок и снижения себестоимости продукции построен крутильный участок, где размещены 25 единиц крутильного оборудования разных марок, что позволило создать новые рабочие места и практически на 90 % обеспечивать себя собственной ниткой. Работа по увеличению выпуска продукции на крутильном участке продолжается, и в настоящее время изыскивается дополнительное оборудование. Для полного обеспечения фабрики ниткой необходимо количество крутильных машин довести до 30 - 35 единиц. В конце 2000 года введена в эксплуатацию новая канатная машина, которая позволяет выпускать высококачественные канаты диаметром 8-19мм.

Основной парк сетевязального оборудования - это машины, изготовленные в 1979 - 81 годах, которые морально и физически устаревают. В последние годы на рынке широкое распространение получили новые сырьевые материалы. Переработка этого сырья в необходимую продукцию возможна на более современном оборудовании, способном вывязывать одинарный или двойной узел на сетеполотнах не только из одинарной мононити, но и двойной узел из трощенных ниток, изготовленных из мононитей. Поэтому возникает необходимость приобретения современных сетевязальных машин. И эту задачу надо решать комплексно, т.е. искать пути обеспечения производства полиэтиленовыми и полиамидными мононитями собственного изготовления. Речь идет об установке экструзионной линии по производству мононити. Фабрика за свои 90 лет существования сумела провести 2 технических перевооружения. В наши дни наступает время третьего технического переоснащения фабрики, и эта непростая задача по силам нашему коллективу - коллективу высококлассных единомышленников, который сумеет не только мобилизовать внутренние резервы, но и привлечь российские и иностранные инвестиции для решения вопроса технического переоснащения фабрики.

Изделия фабрики находят свое применение не только в отраслях рыбной промышленности; но и в других отраслях народного хозяйства (строительство, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство и т.д.). Кроме сетеснастных материалов Астраханская фабрика выпускает товары народного потребления и готовит орудия лова, в проектировании и изготовлении которых принимают участие специалисты и ученые Астраханского Государственного технического университета и КаспНИРХа.

Анализ эффективности деятельности ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика

 

Для удобного анализа эффективности деятельности ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика» составим таблицу динамики технико-экономических показателей за период с 2005 по 2007 год включительно.

реализации в стоимостном выражении; численность рабочих и работников административно-управленческого персонала (АУП); выработка на одного рабочего и на одного работника АУП; годовой фонд заработной платы всего, в том числе работников АУП; среднегодовая заработная плата рабочих и работников АУП; количество оборудования на предприятии; выручка от реализации услуг; себестоимость услуг; затраты на 1 рубль реализованных услуг; прибыль от реализации услуг; рентабельность; индекс превышения темпов роста производительности труда на темпами роста заработной платы.

 

Таблица 1: «Динамика технико-экономических показателей ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика» за период с 2005 г по 2007г.»

п/п Показатель Ед. изм. Значения Отклонение Значения Отклонение
    абсолютное относительное, %   абсолютное относительное, %
  Объем реализации в стоимостном выражении тыс. руб.     +257 +3   +2279 +25,76
  Численность рабочих работников АУП чел.     -9 - -13,43 -   - - - -
  Выработка на одного рабочего на одного работника АУП тыс. руб. 128,18 660,62 152,5 680,38 +24,32 +19,76 +18,97 +3 191,79855,7 +39,29 +175,32 +25,76 +25,77
  Годовой фонд заработной платы всего в т.ч. работников АУП тыс. руб.     +40 +80 +1,08 +10,39   +654 +137 +17,5 +16,12
  Среднегодовая заработная плата рабочих работников АУП тыс. руб. 55,16 59,23 64,41 65,38 +9,25 +6,15 +16,77 +10,38 75,69 75,92 +11,28 +10,54 +17,51 +16,12
  Количество оборудования ед.     - -   +4 +8,51
  Выручка от реализации тыс. руб.     +214 +3   +2210 +28,84
  Себестоимость тыс. руб.     +276 +4   +1693 +22,6
  Затраты на 1 рубль реализованных услуг руб. 0,81 0,82 +0,01 +1,23 0,80 -0,02 -2,44
  Прибыль от реализации тыс. руб.     -62 -34,07   +417 +347,5
  Рентабельность % 2,6 1,7 -0,9 -34,62 4,5 +2,8 +164,07
  Индекс превышения темпов роста производительности труда на темпами роста заработной платы   0,97 1,02 +0,05 +5,15 1,07 +0,05 +4,9

 

На основании таблицы 1. проанализируем эффективность деятельности ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»

Рассмотрим показатель объем реализации. По сравнению с 2005 годом объем реализации в 2006 году вырос незначительно, всего на 257 тыс. руб., а его относительный прирост составил 3 %. В 2007 году объем реализации услуг увеличился на 2279 тыс. руб. Относительный прирост составил 25,76 %. Причины, послужившие повышению объема реализации:

- введение в эксплуатацию нового оборудования;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- увеличилось число частных заказов по изготовление орудий лова.

Показатель численности рабочего персонала в 2006 году уменьшился на 9 человек, относительно на 13, 43 %. В 2007 году цифра не меняется. На счет работников административно-управленческого персонала можно сказать, что их численность остается неизменной на протяжении трех лет. Причинами такой стабильности являются: сезонный характер работ не влияет на АУП; устоявшийся дружный коллектив; данные кадры всегда необходимы, не зависимо от объема работ. Причины уменьшения числа рабочего персонала:

- усовершенствовалась оснащенность предприятия, в результате которой требуется меньшее количество рабочих;

- не высокая заработная плата;

- низкая часовая тарифная ставка и др.

Показатель выработки на одного рабочего в 2006г. увеличился на 24,32 тыс. руб., относительно возрос на 18,97 %. В 2007 году данный показатель вырос на 39,29 тыс. руб., относительно он увеличился на 25,76 %. Выработка на одного работника АУП в 2006 году увеличилась не значительно на 19,76 тыс. руб. Следовательно, относительно показатель возрос на 3 %. В 2007 году увеличился на 175,32 тыс. руб., относительно – на 25,77 %. Причиной такого резкого повышения послужил рост объема реализации услуг. Показатель выработки зависит прямо пропорционально от объема реализации и обратно пропорционально от среднесписочной численности кадров.

Из таблицы видно, что годовой фонд заработной платы растет пропорционально с ростом объема реализации услуг. В 2006 году годовой фонд заработной платы всего увеличился на 40 тыс. руб., в относительных цифрах – на 1,08 %. На 654 тыс. руб. данный показатель увеличился в 2007 году, т.е. на 17,5 %. Для работников АУП годовой фонд заработной платы увеличился в 2006 году на 80 тыс. руб., относительно – 10,39 %. В 2007 году показатель возрос на 16,12 %, что составило 137 тыс. руб.

Среднегодовая заработная плата соответственно так же увеличилась. Всего данный показатель возрос в 2006 на 9,25 тыс. руб., относительно возрос на 16,77 %. В 2007 году среднегодовая заработная рабочих выросла на 75,69 тыс. руб., относительно она увеличилась на 17,51 %. Средняя заработная плата для работников АУП в 2006 году увеличилась на 6,15 тыс. руб. Следовательно, относительно показатель возрос на 10,38 %. В 2007 году увеличился на 10,54 тыс. руб., относительно – на 16,12 %. Среднегодовая заработная плата зависит от годового фонда заработной платы.

Количество оборудования на предприятии в 2005 году и в 2006 остается неизменным – 47 единиц. А в 2007 году увеличивается на 4 единицы и составляет 51 единицу оборудования. Относительно показатель увеличился на 8,51 %. Причиной покупки нового дополнительного оборудования послужила потребность улучшить скорость и качество выполняемых предприятием работ.

Выручка от реализации в 2006 увеличилась незначительно на 214 тыс. руб., относительно возросла всего на 3 %. В 2007 году данный показатель вырос на 2210 тыс. руб., относительно он увеличился на 28,84 %. Причиной резкого роста выручки от реализации послужил рост объема реализации услуг, т.к. первый показатель зависит от последнего прямо пропорционально.

Себестоимость услуг 2006 года возросла на 4 %, что составило 276 тыс. руб. В 2007 году она увеличилась на 1693 тыс. руб., а относительно на 22,6 %. Рост себестоимости услуг обуславливается тем, что растут цены на необходимые материалы сырье, которое используется в процессе выполнения работ предприятием. В 2007 году отклонение себестоимости больше чем в 2006 году, т.к. было закуплено новое оборудование.

Затраты на один рубль реализованных услуг увеличились в 2006 году не 0,01 рубль, т.е. на одну копейку, относительно – на 1,23 %. Это значит, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом предприятие затратило больше средств для реализации услуг на один рубль. В 2007 году данный показатель снизился на 2,44 %, что составило 2 копейки. Данный результат говорит о том, что 2007 году предприятие затратило меньше средств для производства услуг на один рубль. Данный показатель зависит прямо пропорционально от объема реализации и обратно пропорционально от себестоимости услуг.

Прибыль от реализации в 2006 году уменьшилась на 34,07 %, что составило 62 тыс. руб. На изменении показателя сказался рост себестоимости услуг и незначительное увеличение выручки от реализации этих услуг, так же в этом году увеличились затраты на 1 рубль реализованных услуг. В 2007 году прибыль от реализации возросла на 47,5 %, что составило 417 тыс. руб. Значительный рост данного показателя можно объяснить тем, что отклонение себестоимости от 2006 (22,6 %) оказалось меньше чем у показателя выручки от реализации (28,84 %). Так же он вызван уменьшением затрат на 1 рубль реализованных услуг.

Рентабельность изменяется прямо пропорционально прибыли от реализации услуг и обратно пропорционально себестоимости. В 2006 году рентабельность уменьшилась абсолютно на 0,9 %, а относительно на 34,62 %. В 2007 году показатель увеличился на 2,8 %, относительно – на 164,07 %. Рентабельность отражает доходность предприятия, т.о. доходность в 2005 году составила 2,6 %, в 2006 году – 1,7 %, в 2007 году – 4,5 %.

Для того чтобы найти индекс превышения темпов роста производительности труда на темпами роста заработной платы необходимо найти темп роста выработки на одного рабочего (2005 г. – 103,54 %; 2006 – 118,97 %; 2007 – 125,76 %) и темп роста среднегодовой заработной платы (2005 г. – 107,21 %; 2006 – 116,77 %; 2007 – 117,51 %). Далее находим отношение темпов роста выработки к среднегодовой заработной плате соответственно по каждому году. В 2005 году данный индекс составил 0,97, т.о. заработная плата несет низкую стимулирующую функцию. В 2005 данный показатель увеличился до 1,02, т.е. на 0,05, относительно – на 5,15 %. В 2007 году индекс вырос на 0,05 (4,9 %), т.е. до 1,07. А 2006 – 2007 заработная плата в итоге несет высокую стимулирующую функцию.

2.3 Анализ эффективности планирования потребности в кадрах ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»

Для анализа эффективности планирования потребности в кадрах ОАО «Астраханская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: